Ибо оно достигло теперь существа поистине действительного мира, в котором оно чувствует само себя существом, могущим закреплять как бы в некоей памяти то, что переживает в чувственном бытии.
Знаешь, что естественное горение есть нечто совсем другое.
Он, в свою очередь, только увеличивает степень самовредительства.
Почему так мало тех, кто дерзнет попробовать – и завладеть всеми захватывающими дух тайнами власти над самим собой, над своим собственным сокровенным Я?
Потому и является также возможным, чтобы человек черпал средства для своего внутреннего погружения из сокровищницы тех представлений, которые он усвоил о духовных мирах.
Человек остается защищенным от, описанных переживаний, пока сам не, подойдет к этому порогу.
Это означает, что всякий раз, когда вы прибегаете к данному упражнению, чтобы пройти через преграду внутреннего сопротивления, на другой стороне вы найдете весь запас свежих сил и интеллектуальных способностей, которые вам понадобятся для достижения вашей задачи.
Проблема в следующем: поспешные мысли и беспокойные чувства не осознаются вами, потому что каждый раз, когда они начинают свой бег, вы устремляетесь вместе с ними.
Со временем, по мере того как вы будете совершенствовать это упражнение и поддерживать мышцы в расслабленном состоянии весь день, вы почувствуете, как ваше лицо начинает меняться.
Несет ли вас поток бурлящей реки или наводнение неосознанных мыслей и чувств, неизменно одно: нравится вам это или нет, вы отправитесь туда, куда течет этот поток.
Но никому, при правильном рассмотрении чувственного бытия, не может прийти в голову смотреть на законы природы как на нечто, подобное законам нравственным или хотя бы только похожее на них.
Чтобы подвинуться теперь дальше в душевном странствии, надо быть приведенным к тому, чтобы изнутри раскрылись такие силы выносить свои переживания, которые бы давали внутреннее мужество и внутреннее бесстрашие, каких вовсе не надо для жизни в теле внешних чувств.
Все это обращается в представление: душе, какова она теперь есть, предстоит задача, с которой ей не справиться, ибо такой, какова она сейчас, она не может быть принята сверхчувственным внешним миром, потому что последний не хочет ее в себя.
Кто станет здесь говорить о скрытой деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.
Вы понимаете, что эти опасения не принадлежат и никогда не принадлежали вам.
Это и есть их особенность.
Но при дальнейшем развитии этой способности возникнет во всяком случае потребность измыслить более произвольные средства изображения для сообщения виденного.
И несовершенные образования стихийных органов должны быть объяснены из нравственных свойств совершенно так же, как по законам природы в чувственном бытии природные процессы объясняются из законов природы.
«Нет» – это всего лишь слово.
Или же будут сделаны усилия достигнуть внутренним душевным переживанием того, в чем отказывает внешний мир.
Можно признать, что когда в чувственном бытии употребляют более или менее символически или же как -действительные обозначения предметов, такие понятия, которые получают свое полное значение только в применении к сверхчувственным мирам, то это проистекает из верного человеческого чувства.
Теперь вы узнаете Высшие Способы, которые научат вас, как превратиться из человека, топчущегося на месте, в человека, который движется вперед.
Но может случиться и так, что он остановится перед порогом не инстинктивно, а сознательно дойдет до него и потом повернет назад, потому что ощутит страх перед тем, что ему предстоит.
Теперь не только знаешь о мире нечто другое, нежели о нем дают нам познание эти орудия, но также и знаешь о нем по-другому.
Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.
Поэтому важно понять с самого начала, что уж если на приобретение самых простых навыков требуется время, то насколько больше потребуется его от тех из нас, кто хочет научиться изменять свое будущее!
Настоящий Момент – это то место, где нагла Сущность, являясь безграничной и абсолютной энергией, встречается с нашей природой и вдыхает в нее жизнь.
В мире внешних чувств рука, совершающая безнравственное дело, должна быть объяснена по законам природы совершенно так же, как и та, что служит нравственной деятельности.
Ты получил представление о переживании вне твоего тела.
Такое существо устраняет себя из своей духовной среды.
Что же здесь происходит? Почему мы обнаруживаем подобные негативные ощущения?
Этот процесс называется гомеостазом.
Момент выбора осознанного риска всегда можно сравнить с тоннелем, в противоположном конце которого нет света.
Сначала не будешь еще в состоянии увидеть то вполне определенное, что хочешь видеть.
И таким образом ум становится спокойным.
Необходимо спокойное, тихое отношение к сверхчувственному миру.
Вверху правой колонки – второй вопрос.
В любой ситуации выберите время и место для того, чтобы замедлить движение, а потом учитесь выходить из суеты.
Мы все могли убедиться в правильности этих слов на собственном горьком опыте общения с людьми.
Ваше сознание знает это, потому что оно это видит.
Недостаточно размышления, приводящего лишь к рассудочному пониманию; необходимо усиленное сживание с таким размышлением, долговременное хранение его в душе и вместе с тем удаление чувственных переживаний и прочих жизненных воспоминаний.
Вам будет дано тайное знание, которое позволит даже выбирать такие моменты внутреннего преобразования.
Это самое великолепное ощущение в мире.
Раньше старатели искали золото вдоль берегов рек и осушенных русел горных потоков.
Не тратьте время на все остальное.
Радость изживает себя в ней.
Затем выполните номер три и так далее, пока не сделаете все.
Создайте собственный сокращенный вариант данного упражнения.
Его краткое рассмотрение обнаруживает скрытую в нем мудрость.
И перед вами открывается следующее.
Это происходит оттого, что в сверхчувственном переживании освобождение от чувственного тела не бывает полным.
И с каждым шагом узнаешь все больше об ответе на вопрос: что такое человек в истинном смысле слова? Открываются миры, которые сокрыты от обычного воззрения на жизнь.
Так дерзните подняться над собой – ухватитесь и держитесь за это желание, пока новая опора не возникнет у вас под ногами.
Это произойдет в том случае, если она думает, что не может ничего знать ни о каком другом мире, кроме как о мире внешних чувств, и о том, что может познать об этом мире рассудок.
Теперь представьте, что эта каменная преграда устранена.
То положение, которое он занимает по отношению к вопросам, о которых здесь идет речь, способно больше, чем что-либо иное в мире, помрачить объективный взгляд и заставить принять ответы, подсказанные желанием.
Это усовершенствованное самосознание дает вам способность прекратить гонку в потоке ваших стремительных мыслей и чувств путем осознания их излишнего присутствия в вас и их чуждой вам природы.
Но они с самого начала создают себе совершенно определенное представление о том, каковы должны быть эти переживания, чтобы они могли признать их за подлинные.
Привести можно всегда лишь единичные примеры из всего того, что бывает в этом роде.
Отвергните страх быть отвергнутым, решитесь сказать «нет» страху перед отказом.
Подобные действия являются риском лишь на поверхностном уровне.
Они явились бы ей жизнью совсем особого рода и прежде всего совсем не сравнимого с обычной жизнью души.
Она может увидеть себя вынужденной занять по отношению к себе самой совершенно иное положение, чем к какому привыкла раньше.
В следующий раз, когда вы начнете чувствовать разочарование, злобу или страх, сделайте все возможное, чтобы утвердить такую жизненно важную установку: «Негативные эмоции не могут существовать без обвинения чего-либо за их гнетущее присутствие».
"Прекрасным", если иметь в виду значение этого слова в чувственном бытии, может быть там названо только такое существо, которому удается раскрыть другим существам своего мира все, что оно в себе переживает, так, чтобы эти другие существа могли-участвовать во всем его переживании.
Свет от одного короткого момента, когда вы честно зададите вопрос сами себе, намного сильнее, чем темнота, накопленная за миллионы лет сомнения.
В бытии чувственном надо различать законы природы и законы нравственные.
Прошу вас, не отвергайте его, просто услышав о таком необычном подходе к физическому и духовному обновлению.
Природа камня целиком определяется естественными силами, воздействующими на него.
Кто станет здесь говорить о скрытой деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.
«Приостановитесь.
Человек всегда носит в себе это тело, но спящим.
А все виды Сущностей – от камней и роз до меня с вами – имеют свою природу.
Если интенсивно отдаваться уже знакомому, то часто через некоторое время к нему присоединяется и то, что ты намереваешься пережить.
Закончив работу над одним упражнением и приготовившись перейти к следующему, не переставайте повторять то упражнение, которое вы только что закончили.
Это означает, что всякий раз, когда вы прибегаете к данному упражнению, чтобы пройти через преграду внутреннего сопротивления, на другой стороне вы найдете весь запас свежих сил и интеллектуальных способностей, которые вам понадобятся для достижения вашей задачи.
Существо, принужденное ощущать, что у него нет какого-нибудь свойства, которым по природе своей оно должно было бы обладать, видит другое существо, у которого это свойство есть.
Но к силе доказательств как таковой это не имеет никакого отношения.
Если она возникла, то он не может поступить иначе, как искать случая действительно начать странствие в сверхчувственные миры.
То, что они говорят, никогда не может привести ни к чему иному, кроме как к выводу первой медитации.
Одним из типичных примеров такого внутреннего мужества является отказ от поддержки пагубного поведения человека, которого вы любите, даже если подобный выбор может привести к расставанию с этим человеком.
Однако душа не может не считать этого "я" самым существом своим, пока она не вступит в сверхчувственный мир.
Само желание быть Высшим человеком идет Свыше и означает, что уже существует связь между тем человеком, которым вы хотите стать, и тем, кем вы являетесь сейчас; между новой судьбой, предназначенной вам, и тем, что случилось с вами в прошлом.
Даже если вам придется самому выходить из сложившейся ситуации, сделайте это.
Теперь, продолжая осознавать силы, движение которых вы вызвали, сделайте следующий шаг.
Потом чудится, что видишь в стенах вокруг себя трещины.
Выполняйте пункты вашего списка по одному, от начала до конца.
Она может увидеть себя вынужденной занять по отношению к себе самой совершенно иное положение, чем к какому привыкла раньше.
Если вы устали быть рабом тягостных отношений из вашего прошлого, то это знание и упражнение по освобождению от обид обязательно вам принесет долгожданное облегчение.
Она просто есть.
Безмолвие его превосходит тишину наступления вечера.
Перенести это понятие из мысленной сферы непосредственно в свою жизнь и решиться полностью осознать самого себя.
Такое переживание содержит в себе нечто уничтожающее для твоей собственной сущности.
С усилением осознания этого – а так всегда и происходит – вы в конечном итоге понимаете, что то, что вы потеряли, было источником безотчетной тоски, которую вы ошибочно воспринимали как себя! Какое облегчение.
Почему? Да потому, что, когда вы более не являетесь пленниками своего прошлого, вы можете признать его призрачные голоса в качестве источника физического вторжения, которым они и являются на самом деле.
Но ни о чем нельзя приобрести в духовной области истинного познания, если не будешь, как совершенно непричастный, принимать так же охотно "нет", как и "да".
Но тогда вскоре явится и ощущение, что мысль о смерти значительна не сама по себе, но лишь потому, что может пролить свет на жизнь.
Это иное переживание состоит в том, что все бывшее у тебя раньше в душе и на душе ты можешь ощущать как своего рода воспоминание и что таким образом ты относишься к своему "я", каким оно было раньше, как относятся в чувственном мире к воспоминаниям.
Душа переживает себя в теле; тело же живет с внешним миром, в нем, посредством его, и для него душевное не имеет иного значения, как и события внешнего мира.
И то, что будет здесь приведено, пригодно для продолжения медитативного пути, с описания которого мы начали.
Получаешь ли просто понятие о том, что растение не есть только то, что воспринимаешь в мире внешних чувств, или подобное понятие получаешь о всей земле, и то и другое принадлежит к одной и той же области сверхчувственного переживания.
Это ощущение потому гнетуще, что приходишь к мысли: следующий шаг, который предстоит сделать, должно хотеть сделать.
Верный путь к распознаванию в сверхчувственном мире открывается тем, что своими отношениями к отражениям существ открываешь себе доступ к ним.
(Из книги Гая Финли «Тайный путь чудес».
Раньше ты не чувствовал этого безобразия по той именно причине, что никогда не проникал действительно своим сознанием в собственное существо.
В чувственной жизни тела эти узы обнаруживаются лишь особым образом.
Подобным же образом заря величайшего момента в жизни человека наступает тихо, без оглашения ее миру.
Только посредством таком переживания завоевываешь полное сознание, что поистине сам своим собственным существом живешь в совсем ином мире, нежели мир чувственный.
Вверху правой колонки – второй вопрос.
Высшее самопознание открывает, что ваша природа является вашей фортуной, поэтому удача начинается с изменением себя.
С укреплением душевной жизни начинается пробуждение, но сначала только одной части этого тела.
Теперь, продолжая осознавать силы, движение которых вы вызвали, сделайте следующий шаг.
Если вы хотите непосредственно насладиться лучами солнца, вы должны выйти на улицу.
Знакомишься с другими существами, душевное бытие которых протекает в том, что их мысли являются в то же время действенными силами природы.
Почему? Потому что все формы физической жизни – живые или неживые – являются выражением той Единственной Великой Жизни, чья безграничная энергия разума и творческая энергия являются основой всего существующего.
Ненависть или зависть являются там в то же время силами, действующими так, что соответственные действия можно назвать природными явлениями тех миров.
Если сравнивать этот мир с чем-нибудь, принадлежащим к обычному переживанию, то это будет мир воспоминаний, представлений памяти.
Каждый раз, когда перед вами встанет лавина дел, выполнить которые в срок кажется выше всяческих человеческих сил, сделайте вот что.
Она должна сказать себе: через это мое "я" должна я создавать себе представления о мире; это мое "я" нельзя мне потерять, если я не хочу потеряться сама как существо.
Как в мире внешних чувств глаз естественно видит видимое, так отсутствие какого-нибудь свойства неизменно приводит существо сверхчувственного мира в близость с соответствующим иным существом, обладателем этого совершенства.
Ваше осознанное молчание останавливает саморазрушение.
Но если упорно и с силой продолжать делать то, что привело к этому началу, то доведешь это в конце концов до глаз души как некоего духовного существа.
Этот новый внутренний подход позволяет вам осознать пугающее воздействие страха, а не быть его рабом.
Это усовершенствованное самосознание дает вам способность прекратить гонку в потоке ваших стремительных мыслей и чувств путем осознания их излишнего присутствия в вас и их чуждой вам природы.
Рискните идти впереди.
Если ты достаточно силен, то можешь прогнать его; но тем лишь, что энергичным воспоминанием о своем опыте в чувственном мире вновь возвратишься к последнему; но нельзя, оставаясь в сверхчувственном мире, сравнивать увиденное существо или событие с Другими.
Но это не так.
Обеспечен новый буйный рост.
И поскольку такой выбор – это решения, принимаемые ежедневно, ощутить влияние невидимых внутренних сил, определяющих эти решения, – все равно что взять в свои руки управление собственной судьбой.
Есть люди, которые самым честным образом хотели бы иметь переживания сновидения.
Наблюдение было произведено помимо тела непосредственно ставшей крепче в самой себе душой.
Кроме того, человек, стоящий перед вами, не может этого знать, а дрожь помогает вам пробудиться!
И кто следует учителю, дающему ему шаг за шагом указания.
Пусть она сама заполнится тем, что вы не можете себе дать, а ей этого хочется.
Дело в том, что у воспринимающего такое сообщение в душе имеется переживание, которое находится в правильном отношении к данному событию.
Это чувство может быть чрезвычайно гнетущим, если характер сверхчувственного переживания таков, что дает уверенность в том, что на самом деле переживаешь действительность, а не предаешься фантастике и иллюзии.
Сознательно не обращайте внимания на возникающие в вашем мозгу картины невозможности выполнения задуманного.
Но нужно принять во внимание, что если вступил на верный путь, то за каждым таким переживанием сейчас же является другое.
В таком случае только тогда увидишь верно, когда проникнешь до сокровенной глубины этого существа.
Если сравнивать этот мир с чем-нибудь, принадлежащим к обычному переживанию, то это будет мир воспоминаний, представлений памяти.
Но многое зависит также и от достижения известного душевного настроения.
Ибо в ней сильнейшее стремление повсюду сохранить свое "я", чтобы не потерять всякую почву под ногами.
Обратитесь к вопросу в правой колонке, ответьте, что заставляет вас чувствовать это желание в настоящий момент.
Великая красота заключается в жизни без тревоги или страха.
Кажется, будто в природе действуют законы, которые приводят вещества и силы в круговорот смены, и будто эти законы господствуют над телом и через некоторое время втягивают его в этот общий круговорот.
К сверхчувственному внешнему миру она не может отнестись так.
Существо, принужденное ощущать, что у него нет какого-нибудь свойства, которым по природе своей оно должно было бы обладать, видит другое существо, у которого это свойство есть.
Вместо этого подчинитесь другому, спокойному голосу, который уверяет вас, что размеренная жизнь является действительно могучей и эффективной.
Такое содержание потому обладает меньшей силой, что душа заранее чувствует себя сродни ему и, таким образом, не может сделать необходимых усилий, чтобы стать одно с ним.
Это всегда было предначертано вам, что подтверждается словами Уолта Уитмена:
Глубже проникают души, которые так изменяются, что могут переживать вне тела.
Сосредоточьтесь на мышцах вокруг глаз и в особенности под ними.
Это и есть их особенность.
Такая проработка себя до "существа я" высшего порядка в обычном "я" не только приводит к тому, что можешь себе сказать: я приведен моей мыслью к теоретическому измышлению этого "я" высшего порядка, -- но она приводит к тому, что чувствуешь в себе:живое действие этого "я" в его действительности как некую силу, а обычное "я" ощущаешь в себе как создание этого иного.
В мире внешних чувств человек живет в своем чувственном теле, и последнее облекает для него его сверхчувственные наблюдения в формы внешних чувств: поэтому в человеческой земной жизни выражение сверхчувственных наблюдений посредством вызванных ими образов внешних чувств является пока все еще пригодным родом сообщения.
Это упорное напряжение поддастся вам.
Если вы боретесь за самого себя таким новым способом, то вы увидите не пол, разверзнувшийся под вашими ногами.
Через истинное самопознание узнаешь, например, следующее: ты думал доселе, что относился к какому-нибудь человеку доброжелательно, а на самом деле питал к нему скрытую в глубинах души зависть или ненависть или подобное им.
Кто приходит к тому, что смотрит равнодушно на все, что с ним случается, тот уже, конечно, не на плодотворном пути.
Но внутреннему сочетанию его остаешься чужд.
Никто также не будет удерживать себя от восхождения в высшие миры, если он с самого же начала не поставит себя в неверное отношение к тем событиям, которые ему надо пройти.
Начните с любого из этих упражнений.
Несет ли вас поток бурлящей реки или наводнение неосознанных мыслей и чувств, неизменно одно: нравится вам это или нет, вы отправитесь туда, куда течет этот поток.
Вернитесь к осознанию себя в Настоящем Моменте.
Чувство, что находишься вне своего чувственного тела, испытываешь с большей силой при переживании в астральном теле, нежели при переживании в теле стихийном.
Ваше осознанное молчание останавливает саморазрушение.
Сбросьте его.
перед решением проникнуть в сверхчувственный мир, не соответствует действительности.
Пусть человек подумает, например, о мысли, доставившей душе какое-нибудь убеждение; сначала надо оставить без внимания ценность самого убеждения, но продолжать жить с этой мыслью, так чтобы стать совершенно одно с ней.
Нет ни весов, ни измерительной линейки для этого нового духовного сознания.
Душа не чувствует ничего невыносимого при мысли, что ее вещества и силы подчинены ходу событий внешнего мира, не имеющих ничего общего с ее собственной жизнью.
Но это происходит не от того, что они менее строги, а оттого, что человек, когда имеет их перед собой, не ощущает под ногами почвы чувственных фактов, которая в естествознании облегчает ему признание доказательств.
Душа ощущает чувственное тело отделенным от остального мира, она воспринимает его лишь как часть себя.
И главное, уединитесь вместе со своим волнением.
Невозможно думать иначе, как что это безразличное отношение внешнего мира к человеческому телу наступает не только со смертью, но что оно таково уже и во время жизни.
Если бы эти внутренние диалоги были предоставлены самим себе, когда они возникают в нагнем уме, то они были бы не в состоянии беспокоить нас, как и эхо не в состоянии изменить собственный звук.
Лгать и быть безобразным в духовном мире как действительность -одно и то же, так что существо, являющееся безобразным, есть и лживое существо.
Она просто есть.
Нет никакого другого возможного правила или способа исправления, как добраться до сути того, что разрушает нашу жизнь.
Правда, она может знать (из предыдущей медитации), что физическое тело и во время жизни имеет к ней то же отношение, как и после смерти, но это не ведет ее дальше признания внутренней самостоятельности ее собственного переживания до смерти.
Каждый мечтает, чтобы другие воспринимали его как великого человека.
Но тогда вскоре явится и ощущение, что мысль о смерти значительна не сама по себе, но лишь потому, что может пролить свет на жизнь.
Это самое великолепное ощущение в мире.
Существует большая вероятность улучшения зрения.
И что в этом духовном бытии лежат истинные причины всего построения чувственного бытия.
Это есть существо, которое находится в душе и которое переживаешь так, как пережил бы себя, если бы во сне не пребывал без сознания, но ощущал бы себя сознательно вне своего физического тела и при пробуждении воспринимал бы себя как пробудителя.
Пусть кто-либо другой отвечает за их вес.
Кто знает? Может быть, вы даже станете лучше выглядеть!
Если она возникла, то он не может поступить иначе, как искать случая действительно начать странствие в сверхчувственные миры.
И потом сделайте это дело! Что это значит? Именно то, что вы слышите!
И тогда вы поймете.
Хороший натуралист дикой природы делает случайные наблюдения за жизнью различных птиц и животных, не вмешиваясь в их жизнь.
Чисто личные чувства, которые обычно бывают связаны в душе с этой мыслью, действуют так, что при них не легко устанавливается то спокойное, невозмутимое настроение, которое необходимо при познавательном размышлении.
Теперь перед вашим мысленным взором картина вашего невыносимого положения не только выглядит реальной – вы можете испытать эти чувства! Но это только начало.
Но любой страх имеет такую величину, какую вы, сами ему придали, когда попытались его отогнать.
Тех существ, мысли которых открываются чувственному восприятию как силы природы, можно назвать Духами формы.
Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле.
Поэтому будьте настойчивы! Вы их преодолеете.
Это ощущение потому гнетуще, что приходишь к мысли: следующий шаг, который предстоит сделать, должно хотеть сделать.
Как в обыденной жизни "я" чувствует себя чем-то самостоятельным по отношению к своим воспоминаниям, так чувствует себя приобретенное отныне "я" самостоятельным по отношению к прежнему "я".
Такие законы указываются наукой о духовной жизни.
Итак, прежде всего чувствуешь в себе законы внешнего мира действующими в том совершенно особом сочетании, которое сказывается в образовании человеческого тела.
Оно является сотканным из представлений воспоминаний, созданных телами чувственным, стихийным и астральным, как зеркалам создается отражение.
Нет ни весов, ни измерительной линейки для этого нового духовного сознания.
Это относится к единичным частностям сверхчувственного мира таким образом, что невозможно, например, достигнуть тех истинных сверхчувственных существ, которые находятся в связи с растениями чувственного мира, если не любишь растений в чувственном мире.
Чтобы подвинуться вперед в развитии, тот, быть может, не скоро, но когда-нибудь все-таки узнает, что учитель предоставил его самому себе.
Но в течение всей поездки мы бы терзались сомнениями относительно того, куда мы едем и доедем ли мы туда вообще! Вы согласны со мной, я знаю! И это помогает нам сделать следующий шаг на нашем пути.
В обыкновенной жизни человек обладает известной силой своих внутренних переживаний и жизни своих ощущений и мыслей.
Однако душа не может не считать этого "я" самым существом своим, пока она не вступит в сверхчувственный мир.
Можно находить, что эта мысль одна только научно ясна, трезва, а все остальное лишь субъективная вера; это легко вообразить себе.
Благодаря всему этому замечаешь в себе нечто, что не принадлежит к стихийному миру, но что открываешь в самом себе при переживании этого мира.
Рискните оставить представление.
Чувствуешь, что со всей полнотой своей жизни находишься в заблуждении.
Таким образом сверхчувственному наблюдению представляются и чисто стихийные существа.
Этому пробуждению души ничто не может помочь в самом стихийном мире.
Оно чувствует себя принадлежащим к миру чисто духовных существ.
Это самое великолепное ощущение в мире.
Продолжайте расслабляться и высвобождаться таким же образом в области рта.
Самому себе или личности, которая, как полагаешь, стоит рядом с тобой, хочется сказать: дело плохо; молния ударила в дом, она охватывает меня; я чувствую себя схваченным ею; она меня уничтожает.
Если таким образом достигнуто произвольное ясновидение души, то, как общее правило, это состояние может всегда быть вызвано снова при сосредоточении на какой-нибудь мысли, которую можешь особенно сильно пережить в себе.
Вы понимаете, что вам необходимо выйти на то место, где теплые лучи солнца смогут падать на вас прямо, без преломления.
Но можно достигнуть такой точки зрения, что при собственной своей неудаче будешь испытывать такое же живое чувство, какое испытываешь и при неудаче, постигшей другого.
Выполняйте пункты вашего списка по одному, от начала до конца.
Для достижения превосходных результатов я предлагаю вам работать над каждым упражнением в течение целой недели.
Он принужден считать пережитое лишь за видение в обыкновенном смысле слова.
Это вызывает чувство, как если бы каждая единичная частность этого мира разрывала тебя.
Став лицом к собственному чувству страха, вы сведете его на нет, потому что увидите: то, чего вы боялись – это вы сами.
Наша настоящая природа не может знать, когда принимается неверное решение, потому что в тот самый момент, когда она занята решением нашей судьбы, используя свое запутанное или ложное представление о ней, сама эта природа и является таким неверным решением.
Ты не имел бы внутренних переживаний.
Это понятие совпадает с неправдивым откровением себя.
Теперь продолжайте и расслабьте шею, плечи, грудь, руки и кисти рук.
И поскольку такой выбор – это решения, принимаемые ежедневно, ощутить влияние невидимых внутренних сил, определяющих эти решения, – все равно что взять в свои руки управление собственной судьбой.
В те далекие дни, когда Иисус Христос велел своим ученикам искать Царствия Небесного, его мудрые слова не имели такого религиозного значения, как сейчас.
Своевременно то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все протекает для меня, для моего душевного переживания.
В том же, что странник в сверхчувственном мире должен приобрести в смысле самопознания, ничто не изменится от такого предварительного знания.
Знаешь, что для такого переживания не нуждаешься ни в каком внешнем чувстве.
Надо всегда сознавать, что для различных миров существуют и совсем различные виды закономерности.
Чувствуешь себя тогда прикованным к единичному.
Таким образом сверхчувственному наблюдению представляются и чисто стихийные существа.
Это произойдет в том случае, если она думает, что не может ничего знать ни о каком другом мире, кроме как о мире внешних чувств, и о том, что может познать об этом мире рассудок.
Медитирующий пытается составить представление о "теле я" или "теле мысли"
На этом месте вы должны остановиться на мгновение.
Истинной силе, как и настоящему орлу, нет необходимости что-то доказывать.
Это значит, что нашу внутреннюю работу над пробуждением и осознанием самих себя мы должны начать там, где мы находимся в данный момент.
Таким образом, даже обычный камень имеет своего рода Сущность.
Надо прийти к воззрению, что тепло и холод внешнего мира имеют для кровообращения такое же значение, как страх или стыд, испытываемые душой.
"Тело" означает здесь именно все то, что переживаешь при себе и о чем не говоришь, что это ты, а только, что имеешь это при себе.
Тем самым последний постепенно преобразуется.
На время внутреннего погружения только они одни должны заполнять сознание.
Пусть это время внутренней тишины длится столько, сколько ему захочется.
Я объясню вам.
Почему так мало тех, кто дерзнет попробовать – и завладеть всеми захватывающими дух тайнами власти над самим собой, над своим собственным сокровенным Я?
Ты получил представление о переживании вне твоего тела.
И с каждым шагом узнаешь все больше об ответе на вопрос: что такое человек в истинном смысле слова? Открываются миры, которые сокрыты от обычного воззрения на жизнь.
Существует известное число повторений; к ним примыкают до и после них совсем иные роды бытия; и все это является в совокупном течении своем как исполненное мудрости развитие.
Тогда переживешь, что "прекрасное" откровение -- маска, не отвечающая существу, и тогда то, что по представлениям чувственного бытия готов был ощутить как "прекрасное", с особенной силой назовешь "безобразным".
Ее задача – подтвердить ваши самые худшие подозрения, что она и делает, заявляя тихим голосом побежденного, очень похожим на ваш собственный: «Это безнадежно.
Заблуждение мысленное устраняется, когда на место неверной мысли ставят верную.
Но при истинной непредвзятости на ней остановиться нельзя.
Поскольку и представления таких людей бывают часто более объективны, чем представления тех, которые, не ведая того, морочат себя или позволяют морочить себя доводами в пользу продолжения жизни по той причине, что в тайниках их души горит желание такого продолжения.
Обратитесь к вопросу в правой колонке, ответьте, что заставляет вас чувствовать это желание в настоящий момент.
Знаешь, что естественное горение есть нечто совсем другое.
С вами такое когда-нибудь бывало? Вам нужно столько всего сделать в срок, что это вас ужасает.
А тем самым отвергается и все то, чем ты был до сих пор.
Если желанное переживание не наступает, то лучше пока отказаться от него и впоследствии найти к тому еще раз случай.
Самый прекрасный гобелен в мире начинается и заканчивается одной из сотен тысяч нитей.
Истина в том, что эти внутренние преграды не имеют реального содержания, и поэтому они должны исчезнуть в тот момент, когда вы пройдете через них.
Дело не в том, откуда взято содержание погружения; его можно получить от какого-нибудь осведомленного в этой области лица или же из литературы духовной науки; надо только, чтобы ты сделал ее сам своим внутренним переживанием, а не руководствовался при погружении только тем, что возникает из собственной души, что считаешь сам наилучшим содержанием погружения.
При этом неизменно возникает необходимость сначала объяснить некоторые знаки, которыми пользуешься.
Кроме того, ваши понятия о приоритетах могут быть так же запутаны, как и ваши мысли, поэтому составление этого списка поможет прояснять и то и другое.
Эта часть упражнения является самой главной сутью обретения и познания спокойствия.
Ибо переживания сверхчувственного пути познания становятся к человеческой душе в такое отношение, что они совершенно подобны тому, что может значить для человеческой души, например, очень повышенное чувство одиночества, чувство, будто паришь над бездонным, или тому подобное.
С вами такое когда-нибудь бывало? Вам нужно столько всего сделать в срок, что это вас ужасает.
Она должна видеть в нем истинное человеческое существо.
Такие секреты существуют.
Разумеется, это упражнение не является оправданием жестокости или грубости.
Это соединение с существами сверхчувственного мира может зависеть как от любви, так и от других качеств души, например, от уважения или благоговения, которые может испытывать душа в сверхчувственном мире к какому-нибудь существу, когда она еще только чувствует возникновение в себе отражения этого существа.
Можно делать эту мысль единственным предметом своего внутреннего переживания повторно.
Он, в свою очередь, только увеличивает степень самовредительства.
Что является причиной таких скрытых внутренних диалогов? Обида.
Если устремить подобный обратный взгляд, связав с ним то душевное настроение, которое исключает все обычные, эгоистические симпатии и антипатии по отношению к событиям судьбы, то, достигнув в воспоминании указанного периода в жизни ребенка, займешь такую позицию по отношению к себе, что скажешь: вот когда, вероятно, впервые наступила для тебя возможность почувствовать себя в себе и сознательно работать над своей душевной жизнью; но это твое "я" существовало и раньше, оно работало в тебе, хотя и без твоего ведома, и даже это оно впервые привело тебя к твоей способности знания, как и ко всему прочему, о чем ты знаешь.
В сверхчувственном меде может встретиться душе существо, которое по справедливости может быть названо злым, и открываюшееся однако в таком образе, который должно назвать "прекрасным", если применить, представление "прекрасного", почерпнутое из чувственного бытия.
Знаешь, что естественное горение есть нечто совсем другое.
Не так в сверхчувственном мире.
Эта способность достигается продолжительным, энергичным и терпеливым укреплением душевной жизни.
В самом деле, будь то дома или на работе, не останавливайтесь и идите прямо к этому опасному и агрессивному человеку и скажите ему все, что хотите, вместо того чтобы позволить страху заставить вас сделать то, что хочет он.
И все же к этому сверхчувственному внешнему миру ты имеешь отношение, которое можешь выразить, говоря, что снизал с собой известные составные части стихийного мира, как некое особое стихийное тело, подобно тому как в физическом теле несешь на себе веществам силы внешнего физического мира.
Приведите себя к полной сосредоточенности и сделайте быструю внутреннюю оценку, чтобы понять вопрос, который вы собираетесь задать, или ответ, который собираетесь дать, когда вас об этом не просят.
И главное, уединитесь вместе со своим волнением.
Этот сверхчувственный мир живет в собственной душе своим самостоятельным бытием.
Силы саморазвития заложены в каждой человеческой душе; и не может быть среди них ни одной, которая не захотела бы услышать голос, призывающий к раскрытию этих сил, если ей возможно каким-либо образом что-нибудь узнать о нем и об его значении.
Предлагается спокойно сидеть минимум 20-30 минут дважды в день.
Пусть это странное слово не смущает вас.
Это также поможет вам разобраться в собственных запутанных чувствах по поводу вашего затруднительного положения.
Здоровая душа, даже если она из отвращения к подобному размышлению сначала и избегала его, впоследствии все же ему отдастся.
Затем мы узнаем, как выйти на такой риск по собственному желанию и достичь победного результата.
Только во взаимоотношениях человеческой жизни начинает приобретать значение нравственное суждение о ценности бытия.
Это представление приводит их к необходимости измыслить определенные условия, при которых единственно возможна эта жизнь.
Или же будут сделаны усилия достигнуть внутренним душевным переживанием того, в чем отказывает внешний мир.
Только чтобы предотвратить постоянно возникающие недоразумения, напомним изложенное точнее в других моих сочинениях.
Вы будете поражены тем, насколько они на самом деле незначительны.
Высшее самопознание доказывает, что изменение вашего взгляда на жизнь изменяет саму жизнь, которую вы наблюдаете.
При переходе в стихийное тело ощущает как бы некое расширение своего собственного существа, при вживании же в астральное тело, напротив, своего рода скачок в другое существо.
Когда достигший способности воспринимать помимо своего чувственного тела смотрит на растение, то он может кроме того, что показывают ему его внешние чувства, воспринимать еще некий тонкий облик, проникающий все растение.
Попытаемся же освободиться от созданного нами самими страдания, делая все возможное, чтобы понять наши желания.
Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.
Кроме того, ваши понятия о приоритетах могут быть так же запутаны, как и ваши мысли, поэтому составление этого списка поможет прояснять и то и другое.
Это является самой уникальной особенностью нашей природы, и вот по какой причине: ваше осознание Настоящего Момента и есть сам Настоящий Момент.
И кто следует учителю, дающему ему шаг за шагом указания.
Когда это станет ясным, тогда вы сможете выбрать собственное направление в жизни.
Оно подрывает наши личные и деловые отношения так же эффективно, как торпеда корабль при попадании в него.
Раньше старатели искали золото вдоль берегов рек и осушенных русел горных потоков.
Познаешь, что созерцание сверхчувственного мира отличается от восприятия чувственного мира еще тем, что в последнем, например, при правильно работающих глазах, можно видеть все видимое.
Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.
С движением вперед душевного развития кругозор расширяется на ряд предшествовавших земных жизней.
Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.
Даже мимолетный взор позволяет увидеть, что такая жизнь, скорее всего, неэффективна.
Пусть она сама заполнится тем, что вы не можете себе дать, а ей этого хочется.
Но наши собственные мысли обманывают нас не только в области человеческих взаимоотношений.
При сверхчувственном наблюдении всей земли познается некое существо-сила, о котором можно с совершенной уверенностью знать, что оно существовало раньше, чем возникло все то, что на земле и в земле может быть воспринято чувственно.
Выражение это хотя и является средством объяснения этого предмета, но само не имеет с ним ничего общего.
Как мне выбраться из всего этого?»
И потом сделайте это дело! Что это значит? Именно то, что вы слышите!
То положение, которое он занимает по отношению к вопросам, о которых здесь идет речь, способно больше, чем что-либо иное в мире, помрачить объективный взгляд и заставить принять ответы, подсказанные желанием.
Почему? Вы видите эти реакции такими, какими они были всегда: неразумными механическими силами.
Посмотрите, как эти два ужасных обманщика объединяются, чтобы сбить вас с пути и заставить вечно бежать за последним вагоном поезда!
А это глупо.
Сделайте только что-то одно, а затем повтори те этот шаг снова.
Такое внутреннее, мысленно-сильное укрепление душевной жизни, если только оно происходит правильно, никогда не может повести к тому, что просто притупишь чувство по отношению к своим способностям: напротив, оно преобразит его.
Откажитесь от осуждения.
И когда оно ни к чему не ведет, то это зависит лишь от того, что началом этим и ограничиваются.
Но такое обсуждение не может слиться с сверхчувственным внешним миром.
Как бы изгнанным в стихийный мир кажется сам себе человек на этой ступени душевного странствия.
Но можно выбрать из ряда мыслей одну какую-нибудь мысль и без дальнейшего повода вновь и вновь продумывать ее, внутренне напряженно переживать ее.
Дело идет здесь в самой общечеловеческой форме себялюбия.
Так что это переживание может привести к чистому безличному вопросу познания.
И что в этом духовном бытии лежат истинные причины всего построения чувственного бытия.
Да, такое место есть.
Как в мире внешних чувств глаз естественно видит видимое, так отсутствие какого-нибудь свойства неизменно приводит существо сверхчувственного мира в близость с соответствующим иным существом, обладателем этого совершенства.
Быть может, оно долго будет таким.
Однако при дальнейшем внутреннем напряжении удается направить духовный взгляд на те предметы, которые намереваешься узнать.
Ткань представлений воспоминаний, которую рассматриваешь отныне как свое прежнее "я", можно назвать "телом я" или "телом мысли".
Распространение сверхчувственных познаний, вместе с тем и познаний о страже порога принадлежит к задачам настоящего и ближайшего будущего.
Человек остается защищенным от, описанных переживаний, пока сам не, подойдет к этому порогу.
Некоторые люди, благодаря всей предрасположенности своей к внутреннему углублению, могут достигать пламенных переживаний.
Убеждение, близкое, к утверждению, будто для усвоения сверхчувственного созерцания служит препятствием, когда раньше этого усвоения приобретаются познания этих миров через понимание, не отвечает действительности.
Подобные психологические препятствия создаются вашим умом, чтобы не дать вам нарушить его уровень комфорта.
Действительность была бы очень суровой, если бы у нас не было никакого другого выбора и мы были бы вынуждены до конца своих дней жить в плену нашего ограниченного сознания.
Напротив, воспринятое им так может послужить ему в хорошем смысле, когда он подойдет к порогу.
Чувствуешь себя вынужденным представить себе это переживание.
"Безобразным" могло бы быть названо то, что не хочет раскрыть во внешнем явлении внутреннего содержания, которым оно обладает, что задерживает в себе свое переживание и в отношении некоторых свойств скрывается от других.
Не тревожьтесь о том, что вы можете обнаружить в себе.
Чувства осуждения какого-либо внешнего обстоятельства или другого человека схожи с обвинением собственных ботинок за то, что их шнурки завязаны слишком туго.
Потому что отражение исчезает, когда человек соответственно меняет свое положение по отношению к зеркалу.
Когда они затем переживаются, то это сокрытое доводится до полнейшего напряжения: нечто разрывает чувство одиночества, которое является как бы оболочкой этого "нечетом и выступает в душевной жизни как средство познания.
Если необходимо, повторите этот мысленный приказ расслабиться несколько раз, до тех пор пока не почувствуете определенный результат.
У кого нет терпения выждать такого созревания, тот будет делать неверные или неточные наблюдения.
Он занят, например, какой-нибудь мыслью, лишь поскольку имеется к тому какой-нибудь внешний или внутренний повод.
Но всегда есть полная возможность для переживаний, которые происходят внутри, сообщиться также и настроению внешней жизни в мире внешних чувств, так что тогда временно не можешь больше справиться с жизнью и с собой, как мог справляться раньше в той жизни, которая была до пути познания.
Ибо сколько бы человек ни узнал о сверхчувственном, отправляясь от иной исходной точки, твердую почву под ногами можно приобрести только через размышления такого рода, как нижеследующее.
Через представление, которое должна составить себе душа по поводу факта смерти, может она быть приведена к полной неуверенности относительно своего собственного существа.
Но дело не в пугающем состоянии, каково бы оно ни было.
Заклятие, которое действовало на Марка, внезапно было снято.
Эту зыбкую историю вы до сих пор принимали за свою собственную.
Останавливается ли кто-нибудь на понимании или стремится к созерцанию, это зависит от того, возникла ли у него или нет потребность в собственном наблюдении.
Для расслабления подходит любое время.
Одним ясным, свежим осенним утром два человека шли по покрытой листвой тропинке среди деревьев.
Все прошедшие годы вас учили, что прежде, чем надеяться на успех в чем-то, вам необходимо сначала почувствовать, что вы можете его добиться.
Нас часто вынуждает поступать против своей воли невидимая слабость, которая идет впереди нас и пытается выдать себя другим за силу.
Конечно, есть люди, которые вполне честно верят в уничтожение души вместе с прекращением телесной жизни и которые с этой мыслью устраивают свою жизнь.
И поэтому может она также возвыситься над всем, что было достигнуто предшествовавшей душевной жизнью.
Но есть сила, которая готовит слабых к битве.
Каждый раз, когда перед вами встанет лавина дел, выполнить которые в срок кажется выше всяческих человеческих сил, сделайте вот что.
Во время наших путешествий и занятий мы вместе выясним, почему многие из тех путей, которые мы выбираем ежедневно, кажутся нам предопределенными помимо нашей воли.
Это чувство означает опыт, который становится все более и более решающим относительно ценности собственной души.
Тот находился бы в заблуждении, кто вздумал бы сказать так: как мог бы я домогаться в духовном бытии таких способностей и побуждений, которые теперь, когда я их имею, вовсе мне не нравятся.
Оно может проявиться совершенно инстинктивно, и человеку, который думает и действует в таком духе, может показаться чем-нибудь совсем другим.
Это является скрытым самовредительством.
Такая проработка себя до "существа я" высшего порядка в обычном "я" не только приводит к тому, что можешь себе сказать: я приведен моей мыслью к теоретическому измышлению этого "я" высшего порядка, -- но она приводит к тому, что чувствуешь в себе:живое действие этого "я" в его действительности как некую силу, а обычное "я" ощущаешь в себе как создание этого иного.
Какое-нибудь ядовитое растение объясняют по законам природы и не осуждают нравственно за то, что оно ядовито.
При полной и непредвзятой отдаче себя жизни душа не может открыть в глубинах своих ни одного возникающего из тела желания, которое делало бы ей тягостной мысль о разложении после смерти.
Все прошедшие годы вас учили, что прежде, чем надеяться на успех в чем-то, вам необходимо сначала почувствовать, что вы можете его добиться.
И если их выражать словами, которые могут быть заимствованы только из обычной человеческой жизни, но только таким образом могут они быть выражены правильно.
Ибо, в действительности, во время отдачи себя внешнему миру она о себе не знает ничего.
Единственным, что вас пугало, были ваши мысли об этом человеке.
Никому бы в голову не пришло властвовать или превосходить кого-то, если в этом человеке не было бы черты характера, которая бы заставляла чувствовать себя слабее или ниже другого человека.
И все же по отношению к истинному бытию души она лишь как бы образ собственного существа.
Если ты достаточно силен, то можешь прогнать его; но тем лишь, что энергичным воспоминанием о своем опыте в чувственном мире вновь возвратишься к последнему; но нельзя, оставаясь в сверхчувственном мире, сравнивать увиденное существо или событие с Другими.
В духовном бытии для ее стремлений у нее совсем иные точки зрения, чем потом в бытии чувственном.
Это происходит так, что когда одно бывает налицо, другое не может не прийти.
Пусть человек подумает, например, о мысли, доставившей душе какое-нибудь убеждение; сначала надо оставить без внимания ценность самого убеждения, но продолжать жить с этой мыслью, так чтобы стать совершенно одно с ней.
Почему? Потому что все формы физической жизни – живые или неживые – являются выражением той Единственной Великой Жизни, чья безграничная энергия разума и творческая энергия являются основой всего существующего.
Вы должны физически это ощутить.
Не так в сверхчувственном мире.
Но можно еще наблюдать существа, которые ведут стихийное существование, не изживаясь в теле внешних чувств.
Только когда вы осознанно рискуете и снимаете с себя доспехи, щит и меч (колкости, возражения и критику), вы обнаруживаете, что тот, кем вы являетесь на самом деле, не может пострадать.
Если стремиться целесообразно к переживанию себя в высшем "я", как некоего духовного существа, то главное переживание увидишь в том, что было охарактеризовано в начале этой медитации, а то, что было приведено на втором месте, признаешь за помощь в этом странствии души.
Оно приводит ее туда, где оно живота своей действительности.
Поэтому, если вы осознаете пугающее состояние, вместо того чтобы бояться его, вы навсегда измените свое отношение к страху.
Если мы хотим познать такое спокойствие, безмолвную силу, мир, который дает понимание всего, мы должны войти внутрь.
Она просто есть.
Но кто захочет получить представление об одном из таких переживаний, тот уяснит
Знаешь, что для такого переживания не нуждаешься ни в каком внешнем чувстве.
Теперь прикройте глаза и перенесите всю тяжесть головы на плечи.
Но подобную мысль всегда должен будет отстранять от себя тот, кто в состоянии действительно оживить в себе иную мысль: а именно, что это заложено природой в человеческом существе самому продвигаться вперед, и что не заботиться о силах, ожидающих в душе своего раскрытия, значило бы заглушать их в противность долгу.
Что происходит с физическим телом после смерти, показывает ей наблюдение внешнего мира.
Все, что там есть, стремится наружу из души, порывается к чему-то иному.
И пока это делаешь, можно не допускать до себя никаких внешних впечатлений или воспоминаний, готовых возникнуть в душе.
Если вы боретесь за самого себя таким новым способом, то вы увидите не пол, разверзнувшийся под вашими ногами.
Если ты достаточно силен, то можешь прогнать его; но тем лишь, что энергичным воспоминанием о своем опыте в чувственном мире вновь возвратишься к последнему; но нельзя, оставаясь в сверхчувственном мире, сравнивать увиденное существо или событие с Другими.
Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.
Она господствует над человеческим телом и уничтожает его в своем существе.
Вы будете поражены тем, насколько они на самом деле незначительны.
Всем нам известно, каково без какой-либо пользы делать то, что нам не хотелось бы делать! Мы часто чувствуем присутствие этой силы внутри, но не понимаем ее скрытого смысла.
Душа стоит перед чутким вопросом: откуда мне взять силы, чтобы вынести то, что на меня возложено.
Великая красота заключается в жизни без тревоги или страха.
Того, что душа таким образом по праву должна ощущать в обыденной жизни, нельзя ей больше ощущать, когда она вступает в мир сверхчувственный.
Дело в том, что у воспринимающего такое сообщение в душе имеется переживание, которое находится в правильном отношении к данному событию.
Ваше замешательство говорит о том, что вы достигли истинного внутреннего порога; перед вами открывается возможность войти во что-то действительно вам неведомое.
А теперь пришел черед интересному сюрпризу.
Из одного рассуждения, опирающегося на чувственное бытие, никогда нельзя узнать, насколько земная жизнь подвигает человека вперед в его общем развитии.
И в нем они тогда следуют законам, для которых совершенно безразлично, что происходит в человеческом теле во время жизни.
Кажется, будто в природе действуют законы, которые приводят вещества и силы в круговорот смены, и будто эти законы господствуют над телом и через некоторое время втягивают его в этот общий круговорот.
Этот сверхчувственный мир живет в собственной душе своим самостоятельным бытием.
Если странствие начато, то каждый сделанный шаг становится поводом к дальнейшим.
Переживание себя в заблуждении в своем отношении к внешнему миру показывает собственную душевную сущность, какова она в действительности.
В душевную жизнь будут вмешиваться сверхчувственные вещи и события, которые никоим образом не готовился увидеть и которые как таковые вовсе не хотел вызвать.
Каждая отдельно взятая роза не может решать, иметь шипы или нет, привлекать пчел или нет.