Истинное бытие души чувствует, что нуждается в этом образе для своего самооткровения.      Но каждый раз, когда вы психологически настраиваетесь на такие внутренние волнения, вы все больше будете осознавать, что эти мешающие мысли – всего лишь обман!      Задержка помогает вам осознать себя по-новому и более возвышенно путем создания контраста между вашим обычным темпом жизни и более медленным, который вы изберете.      Скрытая сила безмолвия может быть весьма действенной в вашей повседневной жизни, так как истинная ее природа, способна изменить жизнь.      Это есть существо, которое находится в душе и которое переживаешь так, как пережил бы себя, если бы во сне не пребывал без сознания, но ощущал бы себя сознательно вне своего физического тела и при пробуждении воспринимал бы себя как пробудителя.      Она должна видеть в нем истинное человеческое существо.      Настоящий Момент, где встречаются наша Сущность и природа, и является моментом нашей судьбы.      Вот почему вы должны проявить терпение.      Когда это станет ясным, тогда вы сможете выбрать собственное направление в жизни.      Знаешь, что находишься в комнате дома.      Но человеческая природа – ваша природа – не неизменна.      Вот вам сравнение.      Например, мы все считали себя сильными или были уверены, что наша жизнь в «полном порядке».      Приписывать внешнему миру совсем иное участие в жизни тела при жизни, нежели после смерти, бессмысленно.      Было ли в вашей жизни время – период духовного роста – не связанное с добровольным риском или с вынужденным испытанием? Есть только один ответ на этот вопрос: «Награда в виде высокой мудрости и духовной силы всегда дается тем, кто, так или иначе, идет на риск».      Каждый раз, когда перед вами встанет лавина дел, выполнить которые в срок кажется выше всяческих человеческих сил, сделайте вот что.      Это признание может привести только к двум результатам.      Удивляйтесь! А затем действуйте.      Находишь себя в себе вместе с воспоминанием о только что пережитом.      Представьте, что случится с цветущим садом, если ручей, который естественным образом орошает его, будет случайно перекрыт или изменит свое направление из-за падения большого валуна.      Человек видит себя как некое предшествующее своему вступлению в мир внешних чувств, живущее духовно существо, устремившееся жить как существо чувственное с теми способностями к особенностями души, которых он является носителем "которые развил в себе с рождения.      То, что я там пытался дать как доказательство, естественно может быть гораздо дальше развито и усовершенствовано.      Но так думают как верующие в бессмертие, так и отрицающие его.      Также и воспоминания обо всем, что узнал в обыденной жизни, что причиняет душе радость или боль, должны молчать так, чтобы душа была всецело предана тому, относительно чего она сама хочет, чтобы оно было в ней.      Наблюдение было произведено помимо тела непосредственно ставшей крепче в самой себе душой.      Поскольку и представления таких людей бывают часто более объективны, чем представления тех, которые, не ведая того, морочат себя или позволяют морочить себя доводами в пользу продолжения жизни по той причине, что в тайниках их души горит желание такого продолжения.      Это значит, что его Сущность не имеет выбора; что и природа камня, и его судьба фактически предопределены.      Возможно, какое-то из них лучше подходит для вашего личного состояния в данный момент.      Перед вами открывается много нового и захватывающего.      Если вы никогда раньше не пробовали сделать это, то вот несколько указаний, призванных помочь вам.      Такие особые самопознания являются у того или другого человека в зависимости от особого склада его душевного существа.      При помощи одиннадцати эффективных упражнений для совершенствования внутренней жизни, которым научит вас эта книга, вы откроете для себя, как ощутить и полностью овладеть не только явными, но и едва распознаваемыми силами, которые определяют ваш выбор в жизни.      Но различие между тем и другим выяснится тем не менее из всей совокупности жизненных отношений.      Эти законы (физического и химического порядка) относятся к телу так же, как и ко всякому другому безжизненному предмету внешнего мира.      Оно чувствует себя принадлежащим к миру чисто духовных существ.      И чувствуешь, как на это существо действует некий духовный мир других существ.      В большинстве случаев потребуется, конечно, много терпения, пока не проявятся убедительные результаты.      Трудно для человеческого существа занять такое положение.      Распространение сверхчувственных познаний, вместе с тем и познаний о страже порога принадлежит к задачам настоящего и ближайшего будущего.      Отныне обладаешь знанием о том, что бывшее доселе "я" ты несешь в себе как нечто иное, чем что ты есть в действительности.      Мелкий ручеек журчит в своем странствии и слышен всем.      Такое существо устраняет себя из своей духовной среды.      Это подводит нас к одному из наших главных уроков.      Став лицом к собственному чувству страха, вы сведете его на нет, потому что увидите: то, чего вы боялись – это вы сами.      Но это не так.      Прекратите попытки выглядеть сильным.      Вы стоите на пороге нового этапа предназначенного вам путешествия.      То, что случается с человеком сегодня, является часто следствием того, что он сделал вчера.      В чувственном бытии, когда говоришь о каком-нибудь злом деле, что оно горит в душе, то сознаешь, что говоришь не в прямом для этого бытия смысле.      Он будет пользоваться для выражения теми представлениями ощущений, которые ему привычны.      Эти события таковы, какими они предстали нам в предыдущих медитациях.      Ткань представлений воспоминаний, которую рассматриваешь отныне как свое прежнее "я", можно назвать "телом я" или "телом мысли".      Для получения наилучшего результата возьмите лист бумаги и проведите посередине вертикальную линию.      Но сначала определение: Осознанный риск представляет собой выбор делать то, что является истинным, несмотря на цену такого выбора для вас.      Он должен научиться не только жить в двух мирах, но и жить в обоих мирах совершенно различно.      Та часть вашего «я», которая подтолкнула вас купить эту книгу, уже принадлежит к существующей в вас линии Высшей Судьбы.      Рискните опустить для себя занавес.      Настоящий Момент – это то место, где нагла Сущность, являясь безграничной и абсолютной энергией, встречается с нашей природой и вдыхает в нее жизнь.      Они сами принадлежат к телу и уничтожаются вместе с ним.      Ваше сознание знает это, потому что оно это видит.      Не все ли вам равно? Она скоро пройдет.      Слышишь гром и видишь молнии.      Как бы изгнанным в стихийный мир кажется сам себе человек на этой ступени душевного странствия.      Наконец, перенесите вес всех частей тела (головы, плеч, рук, торса, ягодиц и ног) на кресло или диван, на котором сидите.      Знаешь, что естественное горение есть нечто совсем другое.      Это ваша реакция заставляет вас дрожать.      И все же по отношению к истинному бытию души она лишь как бы образ собственного существа.      Она видит, как оно переходит после смерти в общий круговорот природы, не принимающий участия в том, что душа переживает до смерти как собственное бытие.      Та часть внешнего мира, которая имеет часть в тебе, проявляется всего яснее, когда ты размышляешь о том, что делает этот мир с твоим телом после смерти.      При сверхчувственном наблюдении всей земли познается некое существо-сила, о котором можно с совершенной уверенностью знать, что оно существовало раньше, чем возникло все то, что на земле и в земле может быть воспринято чувственно.      Итак, прежде всего чувствуешь в себе законы внешнего мира действующими в том совершенно особом сочетании, которое сказывается в образовании человеческого тела.      Отстаивайте свою внутреннюю опору, даже если вам кажется, что вы можете провалиться сквозь пол.      Естественная и неограниченная энергия полезна для вашего здоровья, делает вас счастливым и способствует духовному развитию, как и река, питаемая снегами, полезна для озера высоко в горах.      В один прекрасный день он превратится в пыль.      Созерцание сверхчувственного мира может таким образом ограничиться тем, что воспринимаешь единичные вещи, но не можешь свободно переходить от одного к другому.      Ясно, что в этой области закономерные различия между мечтанием или иллюзией и подлинным, произведенным вне тела наблюдением не могут быть даны в ином смысле, чем в области восприятий внешних чувств.      Не удивляйтесь этому необычному указанию.      Если представится что-нибудь мучительное, в то же время в душе будет жить уверенное чувство, что есть силы, которые дадут перенести муку и с которыми можно вступить в сою?, то приходишь к тому, что переживаниям, которые были бы при сем пережитом, ты был бы сам своим собственным зрителем.      Эта самопроверка на наличие внутреннего давления помогает вам определить, является ли ваше объяснение по-настоящему добровольным или же это подталкивание к совершению неосознанного вредительства.      Понимания же этих миров, начиная с наших времен, будет требовать все большее и большее число людей, ибо истинное наблюдение над жизнью показывает, что с настоящего времени человеческие души вступают в такое состояние, что без понимания сверхчувственных миров не могут выработать необходимое отношение к жизни      Таким образом, можно встретить такое описание стихийного тела какого-нибудь существа мира внешних чувств или чисто стихийного существа, где будет сказано, что оно является замкнутым в себе самом, разнообразно окрашенным световым телом.      Поработайте над этим упражнением.      Это тело живет так, что является теперь выражением душевного переживания.      В нашей слабости есть одна сильная черта –  возможность признать ее.      Сверхчувственные переживания могут проявляться так, что они наступают в известные времена.      Чувства осуждения какого-либо внешнего обстоятельства или другого человека схожи с обвинением собственных ботинок за то, что их шнурки завязаны слишком туго.      Вы являетесь волнами этих мыслей не более, чем вздымающаяся волна целым океаном.      Этот невидимый диалог, который проходит тайно при каждой встрече двух или более людей, обычно понимается как «оценка друг друга».      Такое содержание потому обладает меньшей силой, что душа заранее чувствует себя сродни ему и, таким образом, не может сделать необходимых усилий, чтобы стать одно с ним.      Этим не сказано, что всякое развитие ясновидения ведет к этому жуткому одиночеству; но кто сознательно своей собственной силой усваивает себе душевную крепость, тот прилет к этому.      Полностью сосредоточьтесь на этом приятном движении расслабления.      Того, что душа таким образом по праву должна ощущать в обыденной жизни, нельзя ей больше ощущать, когда она вступает в мир сверхчувственный.      То, что я там пытался дать как доказательство, естественно может быть гораздо дальше развито и усовершенствовано.      Оно подрывает наши личные и деловые отношения так же эффективно, как торпеда корабль при попадании в него.      Как в обыденной жизни "я" чувствует себя чем-то самостоятельным по отношению к своим воспоминаниям, так чувствует себя приобретенное отныне "я" самостоятельным по отношению к прежнему "я".      Мы не слышим восхода солнца или движения планет.      Это переживание совсем иного рода, нежели желание в чувственном бытии.      Что я чувствую по отношению к моему желанию? Что это желание заставляет меня чувствовать в настоящий момент?      Но многое зависит также и от достижения известного душевного настроения.      Сад сможет продолжать расти, но далеко не в полную силу.      Этот облик является ему как бы существом-силою; и он приходит к тому, что начинает рассматривать это существо-силу, как то самое, что из веществ и сил чувственного мира строит растение, что обусловливает обращение его соков.      Для произнесения верного суждения необходимо, чтобы переживающая подобное состояние душа совершенно здраво отнеслась к внешнему миру, когда это переживание окончится.      Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся от вещей в пространстве, он в сущности изживает себя в душе.      Название этой энергии у каждого народа свое, но факт ее существования везде одинаков.      И созерцание этого существа становится постоянным укором, действующим как подлинная сила, так что существо, обладающее данным недостатком, через такое созерцание получает желание исправить в себе этот недостаток.      Рискните идти впереди.      Если устремить подобный обратный взгляд, связав с ним то душевное настроение, которое исключает все обычные, эгоистические симпатии и антипатии по отношению к событиям судьбы, то, достигнув в воспоминании указанного периода в жизни ребенка, займешь такую позицию по отношению к себе, что скажешь: вот когда, вероятно, впервые наступила для тебя возможность почувствовать себя в себе и сознательно работать над своей душевной жизнью; но это твое "я" существовало и раньше, оно работало в тебе, хотя и без твоего ведома, и даже это оно впервые привело тебя к твоей способности знания, как и ко всему прочему, о чем ты знаешь.      Но к силе доказательств как таковой это не имеет никакого отношения.      Это физиологическая составляющая, которая поддерживает обиду и ее вредное воздействие.      Джеф и Марк были друзьями вот уже много лет.      Оно подрывает наши личные и деловые отношения так же эффективно, как торпеда корабль при попадании в него.      Всмотритесь внутрь себя, в настоящий момент.      Попробуйте воспользоваться этим упражнением, чтобы одержать победу.      Эта просьба распространяется каждое мгновение в виде безмолвных сообщений от вашей невидимой внутренней жизни.      Это не значит, что, бросив им вызов, вы перестанете чувствовать их гнетущее присутствие.      Является ли это тем, что вы действительно хотите сделать? Или же вы собираетесь сделать это, потому что опасаетесь каких-либо будущих последствий, если не объяснитесь?      Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле.      Через это могут освобождаться в их душе силы сверхчувственного познания.      Пусть это странное слово не смущает вас.      В том же, что странник в сверхчувственном мире должен приобрести в смысле самопознания, ничто не изменится от такого предварительного знания.      Чувствуешь себя как бы окруженным со всех сторон грозовыми бурями.      Всякая неуверенность – особое приглашение жизни проникнуть в тайну вечно нового, чтобы однажды, на просторах этого безграничного мира, обнаружить себя его властелином.      Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.      Вместо этого остановите себя, когда попытаетесь действовать исходя из слабости.      Другими словами, природа – это психологический сосуд для наших воспоминаний и знаний, созданный под воздействием нашего социального, религиозного и экономического положения.      Однако это не значит, будто сверхчувственное было выражено произвольно представлениями чувственных ощущений; но во время наблюдения перед тобой действительно картина, похожая на впечатление внешних чувств.      Далее необходимо расширять это расслабленное состояние и увеличивать осознание тела, включив в него осознание мыслей и чувств.      Так, кто-нибудь может-чувствовать лживое действительно как безобразное.      Все прошедшие годы вас учили, что прежде, чем надеяться на успех в чем-то, вам необходимо сначала почувствовать, что вы можете его добиться.      Существует известное число повторений; к ним примыкают до и после них совсем иные роды бытия; и все это является в совокупном течении своем как исполненное мудрости развитие.      В духовном бытии знаешь, что для твоего общего развития нужна жизнь внешних чувств, которая потом в чувственном бытии протечет, быть может, несимпатично или тягостно для души; и все же домогаешься ее; либо в духовном бытии смотришь не на симпатичное и приятное, а на то, что необходимо для правильного раскрытия самобытия.      Отношение, которое так же далеко от жгучего желания узнать возможно больше и возможно яснее, как и от отсутствия интереса к этому миру.      Он предоставляет своим укрепленным мыслям действовать на этот аппарат.      При этом дело не в том, чтобы так пережить мысль или ощущение, как это делается с целью правильно разобраться в мире внешних чувств, но в том, чтобы интенсивно жить с мыслью или ощущением и в мысли или ощущении и в них собрать все свои душевные силы.      У порога его стоит строгий страж, действием которого является то, что человек ничего не узнает из законов сверхчувственного мира.      Поэтому, прежде чем приступить к практической части упражнения, давайте выясним некоторые вопросы, которые у вас могут возникнуть.      Отсутствие же интереса действует так, что сверхчувственные вещи на самом деле открываются, но остаются просто незамеченными.      Но внутреннему сочетанию его остаешься чужд.      Он должен также признать за ним, что оно существовало до чувственного растения.      Есть люди, которые самым честным образом хотели бы иметь переживания сновидения.      Этот важный урок учит нас тому, что любое наше действие, направленное на демонстрацию силы перед другим человеком, на самом деле расценивается им как слабость.      Его несешь в себе, но знаешь, что ты отделен от истинной его действительности.      Удивительно, не правда ли? Вы боялись собственных мыслей.      В области тех существ, к которым таким образом подходишь, можно различить ряд степеней и говорить о мире высших иерархий.      В духовном бытии знаешь, что для твоего общего развития нужна жизнь внешних чувств, которая потом в чувственном бытии протечет, быть может, несимпатично или тягостно для души; и все же домогаешься ее; либо в духовном бытии смотришь не на симпатичное и приятное, а на то, что необходимо для правильного раскрытия самобытия.      Если оглянуться на себя совершенно непредвзято, то надо будет признаться, что эти симпатии и антипатии принадлежат к сильнейшим из тех, какие человек может испытывать.      Оно вырывается из душевного переживания, но тотчас же открывается, как внутреннее переживание, имеющее отношение к чему-то внешнему.      Но любой страх имеет такую величину, какую вы, сами ему придали, когда попытались его отогнать.      Та часть вашего «я», которая подтолкнула вас купить эту книгу, уже принадлежит к существующей в вас линии Высшей Судьбы.      Тогда и настанет конец чувству опустошенности.      Человек созерцает духовные существа, поводом деятельности которых бывает, например, то, что характер следующих друг за другом эпох развития человечества определяется, действительно, существами.      Но они с самого начала создают себе совершенно определенное представление о том, каковы должны быть эти переживания, чтобы они могли признать их за подлинные.      Ничего невыносимого не содержится в мысли, что тело разложится на элементы, но бессмысленность заключена в представлении, что то же постигнет и душу.      И к тому, что надо перенести, сейчас же присоединяется и сила, чтобы действительно перенести это событие, если только спокойно сосредоточиться на этой силе и дать себе время заметить также и то, что хочется раскрыть в душе.      Кто совершенно сознательно воспримет эту мысль, тот ее почувствует как непосредственную достоверность.      Теперь наша природа существует во времени, то есть она соткана из всего вашего предыдущего опыта.      Каждый раз, когда вы испытываете такое настойчивое побуждение отдать себя в жертву, молча, но твердо откажитесь освободиться от этого давления, уступив его требованиям.      Каков ты сейчас, ты был бы пуст без твоего тела.      Негативные состояния, которые пытаются предотвратить подобный шаг в избранном вами направлении, являются всего лишь психологическими уловками.      И по мере этого новое, более глубокое ощущение спокойствия наполняет вас.      Таким образом, есть ключ, который поможет вам выйти из такого саморазрушительного внутреннего состояния: обида или ненависть к тому, кто мог что-то вам сделать в прошлом, делает вас рабом этого человека здесь и сейчас.      Этому пробуждению души ничто не может помочь в самом стихийном мире.      Сколько раз вы подумывали о развитии какого-нибудь нового навыка или оттачивании уже имеющегося? Может быть, вы хотели выучить иностранный язык или научиться играть на музыкальном инструменте, получить высшее образование или встать со своего мягкого кресла и приняться за письма, написание которых откладывали неделями?      Через несколько секунд или чуть больше, когда ваши мышцы поддадутся вашему приказу расслабиться, вы почувствуете приятное ощущение, исходящее из макушки и распространяющееся вниз с обеих сторон головы.      Сверхчувственные же миры можно совершенно понять, воспринимая посредством непредвзятой способности суждения точное, отвечающее действительности описание.      Когда человек достигает наблюдения этой области, лежащей по ту сторону мира внешних чувств, он может говорить о том, что к ней принадлежит некое не воспринимаемое внешними чувствами тело.      Медитирующий пытается составить представления о характере переживания в сверхчувственных мирах      Ведь можно видеть, что то или иное не случилось бы с тобой, если бы сам ты в прежнее время не поступал известным образом.      Но подобную мысль всегда должен будет отстранять от себя тот, кто в состоянии действительно оживить в себе иную мысль: а именно, что это заложено природой в человеческом существе самому продвигаться вперед, и что не заботиться о силах, ожидающих в душе своего раскрытия, значило бы заглушать их в противность долгу.      В обыкновенной жизни человек обладает известной силой своих внутренних переживаний и жизни своих ощущений и мыслей.      Познавательный аппарат человека нуждается в спокойном созревании для известных переживаний.      Он узнает тот факт, что до этой жизни внешних чувств, в которую он вступил, когда получил чувственное тело, он уже жил чисто духовно.      Природа производит растение и снова разлагает его.      Сверхчувственный орган восприятия в стихийном теле может быть развит так, что сделает возможным переживание того или иного события; но чтобы увидеть другое, надо сначала опять-таки особенно развить этот орган.      Это не закон жизни мужчины или женщины в частности, а Закон Жизни вообще: прежде чем вы заживете другой жизнью, прежде чем станете счастливее, мудрее, обретете мир и спокойную власть над собой, вы должны изменить свою сущность.      Но нужно принять во внимание, что если вступил на верный путь, то за каждым таким переживанием сейчас же является другое.      В упражнении, описанном ниже, на рост вашей Духовной Силы влияет не то, что вы делаете.      Только когда почувствуешь эту муку, узнаешь, как сильно вполне понятное само по себе желание считать себя, каков ты есть, за человека ценного, значительного.      Иные души хотели бы обойтись без этой исходной точки и тотчас же проникнуть в сверхчувственное.      Медитирующий пытается составить представление о "теле я" или "теле мысли"      Это любой из неосознанных аспектов вашей природы, который причиняет вам или другим страдание.      Однако это заблуждение отличается от других заблуждений.      Своевременно то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все протекает для меня, для моего душевного переживания.      Не успели вы и глазом моргнуть, как возникает следующая мысль.      У кого нет терпения выждать такого созревания, тот будет делать неверные или неточные наблюдения.      Внешний мир и внутренний мир предстают пред духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.      Может случиться, что в чувственном мире человек проходит мимо растений без всякой любви: но, несмотря на это, в его душе может таиться несознаваемая им склонность к этому миру растений.      Истинной силе, как и настоящему орлу, нет необходимости что-то доказывать.      Только наблюдайте за всеми мыслями и чувствами, которые скрыто следуют за вашим желанием.      Теперь давайте вкратце рассмотрим, что является осознанным риском и почему подобный риск может быть мощным импульсом для внутреннего преобразования.      Эту мысль можно повертывать как угодно: с точки зрения естественнонаучной, она, пожалуй, и применима, но по отношению к истинной действительности она является совершенно невозможной.      А тем самым отвергается и все то, чем ты был до сих пор.      Не делайте выводов об истинной природе тишины.      Но это не так.      Для того чтобы изучить, он просто наблюдает.      И лишь когда ясновидящее сознание достигло того, что может все то, что оно до сих пор обозначало как само себя, пережить как совокупность представлений воспоминаний, может оно приобрести в истинном смысле и некоторый опыт о том, что сокрыто за явлением смерти.      Она должна сказать себе: через это мое "я" должна я создавать себе представления о мире; это мое "я" нельзя мне потерять, если я не хочу потеряться сама как существо.      Действительно, эти мышцы могут быть настолько напряжены, что при первом мысленном сосредоточении покажутся заблокированными и не сумеют расслабиться.      Это тело живет так, что является теперь выражением душевного переживания.      Когда человек достигает наблюдения этой области, лежащей по ту сторону мира внешних чувств, он может говорить о том, что к ней принадлежит некое не воспринимаемое внешними чувствами тело.      Не останавливайтесь, несмотря на любые мысли или чувства, которые пытаются заставить вас поверить, что вам не справиться.      Каждый мечтает, чтобы другие воспринимали его как великого человека.      Вы стоите на пороге того, чтобы познакомиться с силой, обитающей в вашем собственном сознании, призвав которую при каждой встрече вашей природы с вашей Сущностью, вы получите в свое распоряжение и возницу и упряжь, необходимые вам для того, чтобы начать править своей собственной судьбой.      Затем позвольте своему возвышенному внутреннему сознанию привести вас к победному самоосвобождению.      Действительно, эти мышцы могут быть настолько напряжены, что при первом мысленном сосредоточении покажутся заблокированными и не сумеют расслабиться.      И поскольку такой выбор – это решения, принимаемые ежедневно, ощутить влияние невидимых внутренних сил, определяющих эти решения, – все равно что взять в свои руки управление собственной судьбой.      Вместе с теми знаниями, которые вы уже получили в ходе наших занятий, ваше осознание следующего понятия приблизит вас еще на один шаг к обретению власти над собственной судьбой.      Сверхчувственные переживания могут проявляться так, что они наступают в известные времена.      Так что это переживание может привести к чистому безличному вопросу познания.      Так дерзните пойти дальше и вы преуспеете!      Но можно еще наблюдать существа, которые ведут стихийное существование, не изживаясь в теле внешних чувств.      А значит, это осознание самого себя также является частью вашей Сущности, поскольку в нем заключен Настоящий Момент.      Каждый раз, когда вы испытываете такое настойчивое побуждение отдать себя в жертву, молча, но твердо откажитесь освободиться от этого давления, уступив его требованиям.      Эта самопроверка на наличие внутреннего давления помогает вам определить, является ли ваше объяснение по-настоящему добровольным или же это подталкивание к совершению неосознанного вредительства.      Говорить об опасностях душевного странствия в сверхчувственные миры в сущности нет оснований, если это странствие будет правильным.      Вы устали от поединка, состоящего из двенадцати раундов однообразных сцен борьбы, которые имеют один и тот же исход?      Эти особые самопознания бывают мучительными, удручающими для души.      Сверхчувственный орган восприятия в стихийном теле может быть развит так, что сделает возможным переживание того или иного события; но чтобы увидеть другое, надо сначала опять-таки особенно развить этот орган.      Естественная и неограниченная энергия полезна для вашего здоровья, делает вас счастливым и способствует духовному развитию, как и река, питаемая снегами, полезна для озера высоко в горах.      Каждый раз, когда вы испытываете такое настойчивое побуждение отдать себя в жертву, молча, но твердо откажитесь освободиться от этого давления, уступив его требованиям.      Переживание себя в заблуждении в своем отношении к внешнему миру показывает собственную душевную сущность, какова она в действительности.      Этот важный урок учит нас тому, что любое наше действие, направленное на демонстрацию силы перед другим человеком, на самом деле расценивается им как слабость.      Представление же, что действительное участие внешнего мира в теле обнаруживается только после смерти, не находится в противоречии ни с чем из того, что на самом деле переживается во внешнем и внутреннем мире.      Для достижения превосходных результатов я предлагаю вам работать над каждым упражнением в течение целой недели.      Такой человек может сказать себе, что он не знает, какие будут для него последствия, если он решится отдаться ходу этих событий, и как он перенесет их.      Но мнение, что доказательства в этой области имеют точно такую же научную познавательную ценность, как и то, что обычно называется естественнонаучными доказательствами, не мажет показаться неосновательным.      Внешняя наука отчасти выясняет теперь то, каким образом законы внешнего мира скрещиваются в том совершенно особом существе, каким является человеческое тело.      Но это происходит не от того, что они менее строги, а оттого, что человек, когда имеет их перед собой, не ощущает под ногами почвы чувственных фактов, которая в естествознании облегчает ему признание доказательств.      Что я чувствую по отношению к моему желанию? Что это желание заставляет меня чувствовать в настоящий момент?      Эти события таковы, какими они предстали нам в предыдущих медитациях.      Кто станет здесь говорить о скрытой деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.      (Из книги Гая Финли «Секрет освобождения».      Затем позвольте своему возвышенному внутреннему сознанию привести вас к победному самоосвобождению.      Рискните показаться глупым.      Каждый мечтает, чтобы другие воспринимали его как великого человека.      Медитирующий пытается составить представление о "страже порога"      Однако и о них можно сказать, что в чувствах своих они отнюдь не беспристрастно относятся к этой мысли.      В самом существе того, чем ты стал благодаря своему внутреннему переживанию, заключена необходимость сделать этот шаг.      Нужно, конечно, сказать, что доказательства духовно-научные, само собою разумеется, с гораздо большим трудом могут добиться признания, чем естественнонаучные.      Человек может обладать несовершенно развитым физическим органом; соответствующий стихийный орган может быть при этом не только нормально-совершенным, но даже совершенным в той мере, в какой несовершенен физический.      Действительность была бы очень суровой, если бы у нас не было никакого другого выбора и мы были бы вынуждены до конца своих дней жить в плену нашего ограниченного сознания.      Что же здесь происходит? Почему мы обнаруживаем подобные негативные ощущения?      Осознание вашего страха позволяет совершенно по иному реагировать на него.      Эта просьба распространяется каждое мгновение в виде безмолвных сообщений от вашей невидимой внутренней жизни.      И потом обвиняем людей или обстоятельства, либо уныло сетуем на нашу собственную слабость.      Поэтому все, что она может назвать своим внутренним миром по отношению к этому сверхчувственному внешнему миру, принимает известную особенность, которую сначала трудно бывает соединить с представлениями о внутреннем.      В упражнении, описанном ниже, на рост вашей Духовной Силы влияет не то, что вы делаете.      Перед вами открывается много нового и захватывающего.      Чтобы добиться еще больших успехов, перечитайте эту главу один или несколько раз, до тех пор пока не придет понимание описанных в ней новых понятий.      Еще одна польза от вашего списка – это то, что он поможет удалить из вашей картины образ беспорядка, ведь беспорядок для смятения – все равно, что ветер для песчаной бури.      Будьте терпеливы, но настойчивы.      Наша жизнь, день за днем, мало бы отличалась от положения пассажира кареты, которую мчит шестерка мощных лошадей без возницы! Да, мы смогли бы добраться до места назначения.      Следующие идеи и рекомендации помогут вам справиться с сотней неотложных дел и еще с одним, наслаждаясь при этом сознанием того, что вы не просто делаете все от вас зависящее, но еще и наилучшим образом!      Отсюда следует, что описания сверхчувственных миров, пользующиеся без всяких дальнейших изменений понятиями, созданными для чувственного бытия, всегда содержат в себе нечто несостоятельное.      Чувствуешь себя как бы окруженным со всех сторон грозовыми бурями.      Но переживание, протекающее вне тела, бывает совсем иного рода, чем переживание в теле.      Дерзайте! Рискните попросить то, чего действительно желаете.      Означенное размышление окажет наилучшую услугу душевной жизни; но часто можно заметить, что все вычеркнутое таким путем в смысле симпатий и антипатий исчезло лишь для непосредственного сознания.      Но когда вы поймете, что ваш настоящий уровень понимания не дает вам возможности узнать, что же на самом деле находится за его пределами, вы поймете и то, что вам необходимо сделать, чтобы достичь этого нового, высшего уровня сознания.      Возможно, ваши мышцы были напряжены длительное время, так что могут и не уметь расслабляться, а тем более оставаться в расслабленном состоянии.      Чтобы подвинуть свое душевное переживание дальше, чем оно находится в данное мгновение, можно оглянуться назад на то, что переживалось доселе.      Подавление таких внутренних слабостей противоположно их злобному проявлению, но причиняет столько же страданий.      Вместо этого остановите себя, когда попытаетесь действовать исходя из слабости.      Тот, кто хочет приобрести способность переживать вне тела, не может их избежать.      Важно не то, что душа существом своим ощущает как необходимое, а то, что являет внешний мир, из которого заимствовано тело.      Перенесите их вес осознанно.      Получаешь ли просто понятие о том, что растение не есть только то, что воспринимаешь в мире внешних чувств, или подобное понятие получаешь о всей земле, и то и другое принадлежит к одной и той же области сверхчувственного переживания.      Присутствие этого Высшего Разума убережет вас от поражения.      Но надо принять во внимание, что в чувственном бытии то лживое, которое ощущается как безобразное, не будет непременно безобразным во внешнем своем явлении; что это значило бы даже перепутать все представления, если бы безобразное в чувственной природе захотели объяснять из лживого.      Оно сметает все на своем пути.      Напомню, что вам нужно только наблюдать за собой со стороны.      Вот почему вы должны проявить терпение.      И, что еще лучше, их поражение станет вашей победой! Следующее упражнение поможет вам стать лицом к лицу с такими пугающими чувствами и убрать их из вашей жизни раз и навсегда.      И то и другое неверно.      В любой момент времени вовсе нет необходимости сделать сто и одно срочное дело, которое наваливается на вас и заставляет чувствовать себя неподготовленным – наоборот.      Они были полны тайных, но самых практических указаний на то, как человек может открыть и осознать что-то скрытое в себе.      Иными словами, не удаляйтесь от того, что вам кажется источником вашего негативного состояния.      Ваше открытие дает вам способность открыть и отвергнуть истинную причину внутреннего возгорания.      Наблюдаешь себя с точки зрения, находящейся за пределами прежней душевной жизни.      И еще одно пояснение: ведение скрытого внутреннего диалога означает поражение в жарком споре, когда в помещении нет никого, кроме вас!      Естественная и неограниченная энергия полезна для вашего здоровья, делает вас счастливым и способствует духовному развитию, как и река, питаемая снегами, полезна для озера высоко в горах.      Но поскольку человек как таковой существо сверхчувственное, -- каким он и является для сверхчувственного наблюдения, -- то и в сверхчувственном связь человеческой души с другой душой не терпит ущерба от смерти.      Применительно к данному упражнению смысл будет следующий: большая часть вас желает оставаться прежней, и лишь небольшая часть заинтересована в росте или достижении новых высот посредством приложения усилий.      Ваша Истинная Природа является Настоящим.      Прежде всего для этого странствия необходимы трезвые, сухие размышления.      Многие из них приведены в моем сочинении "Как достигаются познания высших миров".      Медитирующий пытается составить представление о "теле я" или "теле мысли"      Поэтому, если вы осознаете пугающее состояние, вместо того чтобы бояться его, вы навсегда измените свое отношение к страху.      Перед таким требованием может душа содрогнуться и отступить.      Хорошим примером такого скрытого внутреннего диалога может служить выражение негодования кому-либо, кого нет рядом, чтобы все это услышать!      Напротив, воспринятое им так может послужить ему в хорошем смысле, когда он подойдет к порогу.      И последнему представляется возможность путем своего собственного переживания узнавать о сверхчувственном мире в той мере, в-какой этот мир более или менее часто благодатно озаряет его тем, что освещает его обычную душевную жизнь.      Хотя беспокойные, поспешные чувства и придают временное ощущение собственной значимости, эти же быстрые эмоции лишают вас силы, которая вам необходима для самообладания.      Если бы эти внутренние диалоги были предоставлены самим себе, когда они возникают в нагнем уме, то они были бы не в состоянии беспокоить нас, как и эхо не в состоянии изменить собственный звук.      И когда во внутреннем погружении беспощадно и энергично представляешь себе возможность для собственной души здесь или там подпадать этому самоутверждению, то начинаешь постепенно освобождаться от его водительства.      Ибо даже по мере того, как вы пытаетесь сохранять осознание Настоящего Момента, этот момент сам изменяется.      Но это не так.      И что в этом духовном бытии лежат истинные причины всего построения чувственного бытия.      Не знаешь, что это оно направляет духовный взор.      Но любовь, которая здесь разумеется, должна быть такою, какая переживается в сверхчувственном мире.      Обратной стороной любого осознанного риска является понимание, что тому, кто вы есть на самом деле, бояться нечего.      Ибо уже не так легко достижима одинаковая радость от мысли, что другой обладает какой-нибудь способностью, как и ты обладаешь ею сам.      Быть может, оно долго будет таким.      Все в вашей жизни меняется в один момент.      Переживание это не какое-нибудь определенное, но общее чувство, что перед тобой не чувственный внешний мир, что ты не в нем, но однако и не в себе, как это бывает в обыкновенной душевной жизни.      То, что душа требует продолжения своего бытия, должно было бы во всяком случае делать ее недоверчивой ко всем мнениям, которые она создает себе об этом продолжении.      Когда дается такое описание, оно бывает, несмотря на это, верной передачей пережитого.      Наша настоящая природа не может знать, когда принимается неверное решение, потому что в тот самый момент, когда она занята решением нашей судьбы, используя свое запутанное или ложное представление о ней, сама эта природа и является таким неверным решением.      Большинство из нас не удивится, если услышит, что наш ум обладает своей собственной волей.      В сверхчувственном меде может встретиться душе существо, которое по справедливости может быть названо злым, и открываюшееся однако в таком образе, который должно назвать "прекрасным", если применить, представление "прекрасного", почерпнутое из чувственного бытия.      Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле.      Поскольку и представления таких людей бывают часто более объективны, чем представления тех, которые, не ведая того, морочат себя или позволяют морочить себя доводами в пользу продолжения жизни по той причине, что в тайниках их души горит желание такого продолжения.      Пусть они парят и скачут внутри вас, не надо заботиться об их направлении или характере.      Энергия, которая должна была быть использована для созидания и непрерывного самосовершенствования, тратится на поддержание ежедневной рутины.      Через представление, которое должна составить себе душа по поводу факта смерти, может она быть приведена к полной неуверенности относительно своего собственного существа.      Поработайте над этим упражнением.      Когда человек подходит с таким размышлением к природе, то он может забыть себя и все, что есть в нем, и ощутить при себе свое тело как часть внешнего мира.      При переходе в стихийное тело ощущает как бы некое расширение своего собственного существа, при вживании же в астральное тело, напротив, своего рода скачок в другое существо.      То, что он слышит рассказы о таких переживаниях тех, которые подошли к этому порогу или переступили его, ничего не меняет в его защищенности.      Высшее самопознание учит вас Мудрости освобождения, которое не имеет ничего общего со сдачей жизненных позиций, или определения обманчивых желаний.      Просто запишите каждое из них на бумаге.      Откуда еще может возникнуть такое желание, как не из скрытого, беспокойного чувства неполноценности?      В этой особого рода жизни начинают возникать в сознании загадки душевного бытия.      Внутреннее и внешнее переживание сливаются воедино, в одно чувство жизни, которое было дотоле неизвестно душе, но о котором она знает, что не могла бы иметь его, если бы только внешними чувствами жила с внешним миром или если бы жила только в своих обычных ощущениях и представлениях памяти.      Однако это не значит, будто сверхчувственное было выражено произвольно представлениями чувственных ощущений; но во время наблюдения перед тобой действительно картина, похожая на впечатление внешних чувств.      Ваша невысказанная просьба, которая определяет поведение людей по отношению к вам, доходит до каждого человека, который вам встречается, и воспринимается им.      Хорошее питание помогает нам оставаться энергичными и сильными.      Пусть этот человек увидит вас дрожащим, если вас охватила дрожь.      Вы должны физически это ощутить.      Таким образом сверхчувственному наблюдению представляются и чисто стихийные существа.      Признаешь, что эти не обнаруживавшиеся до сих пор чувства захотят наверное когда-нибудь выявиться.      Всякая неуверенность – особое приглашение жизни проникнуть в тайну вечно нового, чтобы однажды, на просторах этого безграничного мира, обнаружить себя его властелином.      Нет ни весов, ни измерительной линейки для этого нового духовного сознания.      В душевную жизнь будут вмешиваться сверхчувственные вещи и события, которые никоим образом не готовился увидеть и которые как таковые вовсе не хотел вызвать.      Положите разомкнутые или сомкнутые руки в любое положение, которое не будет вызывать напряжения в них.      Нет никаких «потом».      Для этого человека второй сверхчувственный мир присоединяется к первому.      Она может увидеть себя вынужденной занять по отношению к себе самой совершенно иное положение, чем к какому привыкла раньше.      Это открывается особенно ясно, когда связываешь с этим мысли, которые показывают, как человек в обычной жизни вызывает то или иное в судьбе.      Но ни о чем нельзя приобрести в духовной области истинного познания, если не будешь, как совершенно непричастный, принимать так же охотно "нет", как и "да".      Но вы должны помнить, что самыми лучшими намерениями являются наиболее возвышенные, требующие ваших собственных усилий для достижения новых высот.      Это всегда было предначертано вам, что подтверждается словами Уолта Уитмена:      В самом существе того, чем ты стал благодаря своему внутреннему переживанию, заключена необходимость сделать этот шаг.      Если вам надоело выматывать себя еще до начала работы над всеми скопившимися делами, то это упражнение разработано специально для вас.      Выражение это хотя и является средством объяснения этого предмета, но само не имеет с ним ничего общего.      Можно ожидать, что в будущем знание это будет все более подвигаться вперед.      На последнее смотришь только как на средства для выражения переживания, которого дотоле не испытывал и о котором знаешь, что в обыкновенном бытии оно невозможно.      Свет от одного короткого момента, когда вы честно зададите вопрос сами себе, намного сильнее, чем темнота, накопленная за миллионы лет сомнения.      Если вы хотите и если позволяет время, расслабьте таким образом все тело до самых кончиков пальцев ног.      Вверху левой колонки напишите первый вопрос.      Это признание может привести только к двум результатам.      Владычество над природой было предоставлено безмолвным силам.      Представление же, что действительное участие внешнего мира в теле обнаруживается только после смерти, не находится в противоречии ни с чем из того, что на самом деле переживается во внешнем и внутреннем мире.      Как это можно сделать? Намеренно задержитесь путем осознанного снижения вашей обычной скорости.      Необходимо всегда иметь в виду, что душа изменяется на пути сверхчувственного познания.      Научаешься познавать в себе нечто, что является душе в ее собственных глубинах как некое второе существо.      И ему совершенно невозможно не иметь этого существа постоянно перед собой.      Он предоставляет своим укрепленным мыслям действовать на этот аппарат.      Научаешься смотреть на события судьбы с душевным спокойствием; видишь без смущения, как они приближаются к тебе; но усматриваешь себя самого в том существе, которое вызывает эти события.      Нет законов, которые бы регулировали внутреннее спокойствие.      Он означает «стремление любого организма, простого или сложного, поддерживать в себе относительно стабильное состояние».      Таким образом путем наблюдения человек достигает познания истинного хода жизни "я" росшего порядка.      Но при дальнейшем развитии этой способности возникнет во всяком случае потребность измыслить более произвольные средства изображения для сообщения виденного.      Но в течение всей поездки мы бы терзались сомнениями относительно того, куда мы едем и доедем ли мы туда вообще! Вы согласны со мной, я знаю! И это помогает нам сделать следующий шаг на нашем пути.      Большинство из нас не удивится, если услышит, что наш ум обладает своей собственной волей.      насколько вы ее боитесь.      Как в обыденной жизни "я" чувствует себя чем-то самостоятельным по отношению к своим воспоминаниям, так чувствует себя приобретенное отныне "я" самостоятельным по отношению к прежнему "я".      Он держится за описание, которое говорит о молнии, громе, трещинах в стене, и поэтому думает, что душа пережила лишь отголоски обыденной жизни.      Практикуйте Духовно Укрепляющую Паузу.      Но в сверхчувственном мире лживое, если видишь его правильно, обнаруживается неизменно как безобразное.      Ваша невысказанная просьба, которая определяет поведение людей по отношению к вам, доходит до каждого человека, который вам встречается, и воспринимается им.      Но к силе доказательств как таковой это не имеет никакого отношения.      Это означает, что вам не нужны силы для борьбы с тем, что пытается одолеть вас.      Но те познания этих миров, которые необходимы для жизни души, достигаются пониманием.      Свет от одного короткого момента, когда вы честно зададите вопрос сами себе, намного сильнее, чем темнота, накопленная за миллионы лет сомнения.      И когда во внутреннем погружении беспощадно и энергично представляешь себе возможность для собственной души здесь или там подпадать этому самоутверждению, то начинаешь постепенно освобождаться от его водительства.      Такое внутреннее, мысленно-сильное укрепление душевной жизни, если только оно происходит правильно, никогда не может повести к тому, что просто притупишь чувство по отношению к своим способностям: напротив, оно преобразит его.      Каждая отдельно взятая роза не может решать, иметь шипы или нет, привлекать пчел или нет.      Иллюзия ожидать, что с успехами познания природы выяснится из законов внешнего мира, как происходящие в теле процессы обусловливают душевную жизнь.      Каждое мгновение: расслабленность, но готовность.      Поэтому, прежде чем приступить к практической части упражнения, давайте выясним некоторые вопросы, которые у вас могут возникнуть.      Именно постоянное духовное преображение вовсе освобождает вас от ощущения слабости.      Когда душа достигла способности наблюдать что-либо вне чувственного тела, для нее могут наступить известные трудности в жизни чувств.      Возможно, что он не переживет в себе ничего такого, что могло бы заставить его думать о мире иначе, чем он дотоле привык.      Но сначала определение: Осознанный риск представляет собой выбор делать то, что является истинным, несмотря на цену такого выбора для вас.      И этот факт уникальности нашей природы наделяет нас особой властью.      Но теперь он может идти дальше, если благодаря внутренним упражнениям у него будет достаточно душевной силы.      Рискните задать все вопросы, которые вам необходимо задать.      Если оглянуться на себя совершенно непредвзято, то надо будет признаться, что эти симпатии и антипатии принадлежат к сильнейшим из тех, какие человек может испытывать.      Это и есть их особенность.      Это выступает особенно ясно, когда обращаешь взор на нравственные свойства души.      Кажется, будто в природе действуют законы, которые приводят вещества и силы в круговорот смены, и будто эти законы господствуют над телом и через некоторое время втягивают его в этот общий круговорот.      Вместо этого остановите себя, когда попытаетесь действовать исходя из слабости.      Все окружающее чувствуешь связанным с собой, как в жизни внешних чувств -свою руку.      Лучше не класть ногу на ногу, так как это препятствует кровообращению и может вызвать отвлекающее чувство дискомфорта.      Ваше осознанное молчание останавливает саморазрушение.      Найти ее возможно будет только, когда путем дальнейшего внутреннего развития, которое еще больше укрепит душевную жизнь, достигнешь того, что в каком-нибудь известном случае этого ограничения более не станет.      Откажитесь от осуждения.      Сверхчувственные же миры можно совершенно понять, воспринимая посредством непредвзятой способности суждения точное, отвечающее действительности описание.      Пришло время избавиться от него.      Кроме того, то, что вы действительно ищете в своих взаимоотношениях, является не контролем над другими, а контролем над собой.      Для получения наилучшего результата возьмите лист бумаги и проведите посередине вертикальную линию.      Кто станет здесь говорить о скрытой деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.      Выражение это хотя и является средством объяснения этого предмета, но само не имеет с ним ничего общего.      Рискните оставить представление.      Владычество над природой было предоставлено безмолвным силам.      Каждое открытие невидимой слабости предвещает пришествие большей Духовной Силы.      Такие особые самопознания являются у того или другого человека в зависимости от особого склада его душевного существа.      Несет ли вас поток бурлящей реки или наводнение неосознанных мыслей и чувств, неизменно одно: нравится вам это или нет, вы отправитесь туда, куда течет этот поток.      Несет ли вас поток бурлящей реки или наводнение неосознанных мыслей и чувств, неизменно одно: нравится вам это или нет, вы отправитесь туда, куда течет этот поток.      Она должна быть в состоянии правильно сравнивать то, что испытала как особое переживание, с переживанием обычного внешнего мира.      При освобождении этих энергий вы можете почувствовать дрожь или трепет в зоне расслабления.      Поэтому во внешнем мире тело должно являться как взаимодействие сил и веществ, существующее и объяснимое само по себе как член этого внешнего мира.      Это и есть их особенность.      Рискните показаться глупым.      И по этой причине наша внутренняя природа не способна разглядеть, что многие из ее собственных мыслей являются совсем не тем, чем они ей кажутся.      Одним ясным, свежим осенним утром два человека шли по покрытой листвой тропинке среди деревьев.      Слышишь гром и видишь молнии.      Чувствуешь себя вынужденным представить себе это переживание.      Вы можете думать об этом как о некой третьей силе, которая, находясь в вашем распоряжении, откроет вам своего рода выход в Настоящий Момент.      Ибо в ней сильнейшее стремление повсюду сохранить свое "я", чтобы не потерять всякую почву под ногами.      Ибо оно относится к последнему, как его пробудитель.      Самые великие действия, как по природе своей, так и по Милосердию Божьему, являются также самыми тихими и незаметными.      Чувствуешь себя пронизанным силой, о которой дотоле ничего не знал.      Ненависть или зависть являются там в то же время силами, действующими так, что соответственные действия можно назвать природными явлениями тех миров.      Вы знаете кого-нибудь, от кого бы охотнее убежали, а не встретились лицом к лицу? У большинства из нас есть такие знакомые! Тем не менее, начиная прямо Сейчас, решите никогда больше не избегать человека, которого боитесь.      Опирайтесь на осознание Настоящего Момента.      И здесь, пока человек изживает себя только в чувственном бытии, он может находить непонятным, что вызвал сам то или иное жизненное положение; но в бытии духовном у него была то, что можно назвать сверхчувственным постижением, приводившим его к такому признанию: ты должен пройти через мучительное и несимпатичное, ибо только такое переживание подвинет тебя на ступень выше в общем твоем развитии.      Когда ваш список будет готов, отметьте в нем номер один.