Я обещаю это.      Все эти переживания заключают в себе до известной степени нечто, глубоко сокрытое в них.      И после многих лет следования за такими чувствами и мыслями вы уже верите, что либо вы являетесь этими бурными внутренними потоками, либо их сила принадлежит вам.      Выполняйте пункты вашего списка по одному, от начала до конца.      Он смотрит на то, что происходит на его глазах, с радостью или с отвращением.      Ненависть и зависть производят то, что ненавистное или внушающее зависть существо действует на ненавистника или завистника как бы пожирающим, погашающим образом, так что возникают процессы уничтожения, наносящие ущерб духовному существу Любовь действует в духовных мирах так, что действие ее постигаешь как излучение тепла, плодотворное и благоприятное.      На время внутреннего погружения только они одни должны заполнять сознание.      На вопрос: что станется после смерти со всем тем, что я есть теперь, ясновидческое исследование отвечает так: ты будешь тем, что ты сохранишь от себя самого в силу твоего бытия как духовного существа среди других духовных существ.      Отдавался внутреннему переживанию, не рассматривая его так, как рассматриваешь часть внешнего мира.      То, что можно там назвать желанием, загорается от того, что видишь вне своего существа.      Зачем краски ощущаются в тебе, если твое ощущение может не иметь для них никакого значения? Зачем вещества и силы внешнего мира строят твое тело? Оно оживляется для твоего внешнего явления.      Оно заключает в себе все то, что из мира сверхчувственного работает над созиданием и ростом растения.      Это есть существо, которое находится в душе и которое переживаешь так, как пережил бы себя, если бы во сне не пребывал без сознания, но ощущал бы себя сознательно вне своего физического тела и при пробуждении воспринимал бы себя как пробудителя.      Душа переживает себя в теле; тело же живет с внешним миром, в нем, посредством его, и для него душевное не имеет иного значения, как и события внешнего мира.      Такое развитие сопровождается ощущением как бы пробуждения органа для определенной части сверхчувственного мира.      Внешний мир, слагаясь, образует тебя.      Оно может быть здесь; его можно видеть; но не знаешь, что оно такое.      Если вы когда-либо воспитывали детей, то знаете об истинности этого утверждения.      Рискните оставить представление.      Перед вами открывается много нового и захватывающего.      Как простое размышление об отношении человека к природному внешнему миру создает соответствующее данным действительности представление о физическом теле, так и странствие души в области, которые могут быть зримы вне тела внешних чувств, приводит к признанию стихийного или эфирного тела.      Как это можно сделать? Намеренно задержитесь путем осознанного снижения вашей обычной скорости.      Когда человек в душевном странствии достиг того, что все, называемое им в чувственном бытии.      Природа производит растение и снова разлагает его.      Но дело не в пугающем состоянии, каково бы оно ни было.      Медитирующий пытается составить представление о "теле я" или "теле мысли"      Затем выполните номер три и так далее, пока не сделаете все.      Даже если следующее упражнение требует вашего внимания целиком, вы можете справиться и продолжить работу над двумя упражнениями сразу.      Кроме того, то, что вы действительно ищете в своих взаимоотношениях, является не контролем над другими, а контролем над собой.      Этим путем приходишь к тому, что перед тобой оживают сверхчувственные силы, которые в прошлые времена земли работали над ней.      Затем выполните номер три и так далее, пока не сделаете все.      Сущность – это подарок, полученный при рождении.      Не все ли вам равно? Она скоро пройдет.      И эта любовь может проснуться в нем, когда он вступит в мир сверхчувственный.      То, как применяются эти понятия в чувственном бытии, теряет всякое значение, как только вступаешь в миры сверхчувственные.      Страх перед ним является пророчеством, которое само же и исполняется.      С усилением осознания этого – а так всегда и происходит – вы в конечном итоге понимаете, что то, что вы потеряли, было источником безотчетной тоски, которую вы ошибочно воспринимали как себя! Какое облегчение.      Чувствуешь себя как бы окруженным со всех сторон грозовыми бурями.      Это относится к единичным частностям сверхчувственного мира таким образом, что невозможно, например, достигнуть тех истинных сверхчувственных существ, которые находятся в связи с растениями чувственного мира, если не любишь растений в чувственном мире.      Душа стоит перед чутким вопросом: откуда мне взять силы, чтобы вынести то, что на меня возложено.      Наблюдайте за собой все время, где бы вы ни были и что бы ни делали.      Обратитесь к вопросу в правой колонке, ответьте, что заставляет вас чувствовать это желание в настоящий момент.      Оно заполняет ваше сознание собой и одновременно другим – осознанием того, что источником этого высшего спокойствия является ваша собственная Сущность.      Но есть сила, которая готовит слабых к битве.      Пришло время представить вам третий персонаж, действующий в метафоре о карете и лошадях.      В первый же раз, когда какое-либо навязчивое желание появится в вашем сердце или уме, задайте себе два вопроса.      И они могут вам открыться.      И по мере этого новое, более глубокое ощущение спокойствия наполняет вас.      Ощутишь необходимость поступать сообразно этим способностям.      Род знания и волеизъявления совсем различен в обоих мирах.      Всмотритесь внутрь себя, в настоящий момент.      Это скорее начало странствия в неведомые дотоле миры.      Подобные психологические препятствия создаются вашим умом, чтобы не дать вам нарушить его уровень комфорта.      Он становится в силах ввести сверхчувственный мир в жизнь представлений.      Ниже приводится эффективное духовное упражнение, предназначенное помочь вам взрастить и развить вашу Духовную Силу: что бы ни случилось, никогда никого или ничто не вините за то, что вы чувствуете.      Секрет действия данного уникального упражнения, наделяющего вас самообладанием, заключается в следующем.      Но можно еще наблюдать существа, которые ведут стихийное существование, не изживаясь в теле внешних чувств.      Но благодаря тем шагам, которые привели к способности переживать вне тела, получаются особые средства к самопознанию.      И этим уже указано направление, которое принимает такое мысленно-сильное укрепление душевной жизни.      Рискните оставить незаполненные места пустыми.      Такая проработка себя до "существа я" высшего порядка в обычном "я" не только приводит к тому, что можешь себе сказать: я приведен моей мыслью к теоретическому измышлению этого "я" высшего порядка, -- но она приводит к тому, что чувствуешь в себе:живое действие этого "я" в его действительности как некую силу, а обычное "я" ощущаешь в себе как создание этого иного.      В таком случае только тогда увидишь верно, когда проникнешь до сокровенной глубины этого существа.      Ответ «да» из страха сказать «нет» является причиной возникновения обиды.      Получаешь ли просто понятие о том, что растение не есть только то, что воспринимаешь в мире внешних чувств, или подобное понятие получаешь о всей земле, и то и другое принадлежит к одной и той же области сверхчувственного переживания.      Она может иметь в себе нечто оглушающее.      Чем духовнее миры, в которые вступаешь, тем больше совпадают законы нравственные с тем, что можно назвать для тех миров законами природы.      Этот облик является ему как бы существом-силою; и он приходит к тому, что начинает рассматривать это существо-силу, как то самое, что из веществ и сил чувственного мира строит растение, что обусловливает обращение его соков.      При кропотливой работе вы скоро овладеете силой, способной изменять ход вашей жизни, изменяя собственную природу, выраженную Настоящим Моментом.      Данное упражнение представляет собой специальное руководство к тому, как и когда вы можете идти на Осознанный Риск по собственному желанию.      Медитирующий пытается составить представление о созерцании повторных земных жизней человека      Но в тот день Марк был непохож сам на себя.      Можно делать эту мысль единственным предметом своего внутреннего переживания повторно.      Слово "тело" в этой связи должно понимать в более широком смысле по сравнению с тем, что принято обычно называть "телом".      Это выступает особенно ясно, когда обращаешь взор на нравственные свойства души.      Рискните стать отвергнутым.      Она должна сказать себе: что считалось тобой доселе твоей сильнейшей правдой, то должно показаться тебе по ту сторону порога к сверхчувственному миру сильнейшим заблуждением.      И в то же время сказывается, как мало бываешь склонен отбросить это себялюбие.      В обыкновенной жизни человек обладает известной силой своих внутренних переживаний и жизни своих ощущений и мыслей.      Ибо оно достигло теперь существа поистине действительного мира, в котором оно чувствует само себя существом, могущим закреплять как бы в некоей памяти то, что переживает в чувственном бытии.      Научитесь отслеживать и отвергать эти темные внутренние голоса.      Еще одна польза от вашего списка – это то, что он поможет удалить из вашей картины образ беспорядка, ведь беспорядок для смятения – все равно, что ветер для песчаной бури.      То же самое, что происходит в ребенке, но на более высокой ступени производит и ясновидящий над своим аппаратом представления.      Она должна быть в состоянии правильно сравнивать то, что испытала как особое переживание, с переживанием обычного внешнего мира.      Во всякое мгновение вашей жизни либо вы руководите собой, либо руководят вами.      Вверху левой колонки напишите первый вопрос.      И вы обнаружите, что эти упражнения усилят и закрепят результаты друг друга и таким образом ускорят процесс вашего самопознания.      Но только, когда возникает образ воспоминания, душа знает, что он относится к прежнему переживанию в мире внешних чувств.      Чувства осуждения какого-либо внешнего обстоятельства или другого человека схожи с обвинением собственных ботинок за то, что их шнурки завязаны слишком туго.      Распространение сверхчувственных познаний, вместе с тем и познаний о страже порога принадлежит к задачам настоящего и ближайшего будущего.      Они -- зачатки плодов сверхчувственного познания.      Хотя беспокойные, поспешные чувства и придают временное ощущение собственной значимости, эти же быстрые эмоции лишают вас силы, которая вам необходима для самообладания.      Но готовятся тем, что способность любви в чувственном мире делают сильной.      Их восприятие далее определяет основу ваших взаимоотношений.      Само по себе возможно лишь представление, что и то особое сочетание силы, которое выявляется в теле, настолько же безучастно к телу -- носителю души, как и то сочетание, которое обусловливает процессы в мертвом теле.      Вы должны доказать себе, что эти мысли и чувства являются ложными и ощутить силу, которая приходит с подобным открытием.      Сомнение – это врата, которые все мы должны миновать прежде, чем войти в храм Мудрости.      Но переживание, протекающее вне тела, бывает совсем иного рода, чем переживание в теле.      Но любовь, которая здесь разумеется, должна быть такою, какая переживается в сверхчувственном мире.      Если устремить подобный обратный взгляд, связав с ним то душевное настроение, которое исключает все обычные, эгоистические симпатии и антипатии по отношению к событиям судьбы, то, достигнув в воспоминании указанного периода в жизни ребенка, займешь такую позицию по отношению к себе, что скажешь: вот когда, вероятно, впервые наступила для тебя возможность почувствовать себя в себе и сознательно работать над своей душевной жизнью; но это твое "я" существовало и раньше, оно работало в тебе, хотя и без твоего ведома, и даже это оно впервые привело тебя к твоей способности знания, как и ко всему прочему, о чем ты знаешь.      Та часть внешнего мира, которая имеет часть в тебе, проявляется всего яснее, когда ты размышляешь о том, что делает этот мир с твоим телом после смерти.      Каждый раз, когда вы обнаруживаете, что больше не наблюдаете, а увлеклись мыслью или чувством и уноситесь за ними, спокойно выйдите из этой временной психологической волны.      Было ли в вашей жизни время – период духовного роста – не связанное с добровольным риском или с вынужденным испытанием? Есть только один ответ на этот вопрос: «Награда в виде высокой мудрости и духовной силы всегда дается тем, кто, так или иначе, идет на риск».      Ваша обычная реакция на любые негативные эмоции – избегать условий или людей, которые, на ваш взгляд, являются причиной этого пугающего чувства.      Последние, может быть, скажут, что в законах, которые действуют в теле после смерти, заключены также и условия его отправлений при жизни; но они ошибаются, если полагают, что могут на самом деле представить себе, будто законы эти находятся в течение жизни в ином отношении к телу как носителю души, нежели после смерти.      Перед вами открывается много нового и захватывающего.      Отдавался внутреннему переживанию, не рассматривая его так, как рассматриваешь часть внешнего мира.      Если вы устали быть рабом тягостных отношений из вашего прошлого, то это знание и упражнение по освобождению от обид обязательно вам принесет долгожданное облегчение.      Главным стремлением в каждом атоме является возвращение к своему божественному источнику и началу.      Обычная душевная жизнь обращает свой взор на физическое тело.      В обычной жизни в чувственном мире человек относится к тому, что воспринимает как свою судьбу, так, что ощущает одно как симпатичное, другое как антипатичное.      Каждое открытие невидимой слабости предвещает пришествие большей Духовной Силы.      Дело не в том, откуда взято содержание погружения; его можно получить от какого-нибудь осведомленного в этой области лица или же из литературы духовной науки; надо только, чтобы ты сделал ее сам своим внутренним переживанием, а не руководствовался при погружении только тем, что возникает из собственной души, что считаешь сам наилучшим содержанием погружения.      Это физиологическая составляющая, которая поддерживает обиду и ее вредное воздействие.      В области тех существ, к которым таким образом подходишь, можно различить ряд степеней и говорить о мире высших иерархий.      Они связаны, если не своими желаниями, то представлениями, от которых никак не могут освободиться.      Если обиды правят нами, то неприятности начинаются тогда, когда мы неосознанно вовлекаемся в такие сцены из нашего прошлого и взаимодействуем с призрачными персонажами! Вытекающий из этого внутренний диалог всегда является отчаянной, но тщетной попыткой изменить то, что уже было сказано и сделано, чтобы на этот раз выйти победителем.      Можно находить, что эта мысль одна только научно ясна, трезва, а все остальное лишь субъективная вера; это легко вообразить себе.      Джеф почувствовал, что его что-то мучает.      И это разумно!      Через мгновение они оба рассмеялись.      И на боязливый вопрос, встающий перед обычным сознанием души в первобытной форме: увижу ли я после смерти тех, кого я знал в чувственной жизни как связанных со мной? -- действительное исследование, уполномоченное на основании опыта судить в этой области, должно ответить решительным "Да".      Они состоят в том, что можно назвать внутренним мужеством, внутренним бесстрашием.      Поэтому во внешнем мире тело должно являться как взаимодействие сил и веществ, существующее и объяснимое само по себе как член этого внешнего мира.      Если вы когда-либо воспитывали детей, то знаете об истинности этого утверждения.      Не всегда отдают себе отчет, в каком прекрасном созвучии находится естественное, здоровое чувство души с откровением природы.      Гораздо вернее обратное, а именно, что с предварительным пониманием вернее и легче приходишь к созерцанию, чем без него.      Научитесь расслабляться и высвобождаться во время телефонного разговора, когда смотрите телевизор или даже когда обедаете с друзьями.      Они связаны, если не своими желаниями, то представлениями, от которых никак не могут освободиться.      Если разум, который правит телом, настолько забудет о себе, что станет подавлять своего раба, раб никогда не будет столь великодушным, чтобы забыть обиду, но восстанет и поразит своего угнетателя.      Просто выполните дело номер один из вашего списка.      Ибо и философия только наблюдение и обсуждение мира согласно свойствам человеческой душевной жизни.      И несовершенные образования стихийных органов должны быть объяснены из нравственных свойств совершенно так же, как по законам природы в чувственном бытии природные процессы объясняются из законов природы.      Подобные ситуации, повторяющиеся снова и снова, делают это совершенно очевидным.      Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле.      Какой бы странной ни казалась вам ваша неуверенность, вы должны увидеть в ней истинный смысл: это хорошо, а не плохо! Ведь в своей работе вы все время продвигались именно к этому мгновению.      Для такого созерцателя оно принуждено разоблачиться и явиться в истинном своем облике, который может быть только несовершенным выражением того, что оно есть внутри.      Никто также не будет удерживать себя от восхождения в высшие миры, если он с самого же начала не поставит себя в неверное отношение к тем событиям, которые ему надо пройти.      Этот факт и приводит нас к ключевому понятию, лежащему в основе предлагаемого упражнения.      Они были полны тайных, но самых практических указаний на то, как человек может открыть и осознать что-то скрытое в себе.      Секрет действия данного уникального упражнения, наделяющего вас самообладанием, заключается в следующем.      И в то же время сказывается, как мало бываешь склонен отбросить это себялюбие.      Расслабьте их.      Такое переживание содержит в себе нечто уничтожающее для твоей собственной сущности.      Самообладание начинается со способности выбирать собственные направления в жизни.      Рискните! Бесценное внутреннее золото бесстрашной жизни ждет вас там.      В душевную жизнь будут вмешиваться сверхчувственные вещи и события, которые никоим образом не готовился увидеть и которые как таковые вовсе не хотел вызвать.      В левой колонке запишите свои представления о том, что бы вы чувствовали при получении предмета своего нового желания.      Рискните избавиться от страха и скажите «нет».      Чувствуешь, как внутренней душевной деятельностью действуешь созидательно на свое собственное тело.      Он становится в силах ввести сверхчувственный мир в жизнь представлений.      Только во взаимоотношениях человеческой жизни начинает приобретать значение нравственное суждение о ценности бытия.      Но можно выбрать из ряда мыслей одну какую-нибудь мысль и без дальнейшего повода вновь и вновь продумывать ее, внутренне напряженно переживать ее.      Это выступает особенно ясно, когда обращаешь взор на нравственные свойства души.      В бытии чувственном надо различать законы природы и законы нравственные.      Род знания и волеизъявления совсем различен в обоих мирах.      И все же к этому сверхчувственному внешнему миру ты имеешь отношение, которое можешь выразить, говоря, что снизал с собой известные составные части стихийного мира, как некое особое стихийное тело, подобно тому как в физическом теле несешь на себе веществам силы внешнего физического мира.      Ничего невыносимого не содержится в мысли, что тело разложится на элементы, но бессмысленность заключена в представлении, что то же постигнет и душу.      Только когда вы осознанно рискуете и снимаете с себя доспехи, щит и меч (колкости, возражения и критику), вы обнаруживаете, что тот, кем вы являетесь на самом деле, не может пострадать.      Но переживание, протекающее вне тела, бывает совсем иного рода, чем переживание в теле.      Снова и снова возвращайте осознание себя в Настоящий Момент.      Но в тот день Марк был непохож сам на себя.      Что же здесь происходит? Почему мы обнаруживаем подобные негативные ощущения?      Но те познания этих миров, которые необходимы для жизни души, достигаются пониманием.      Когда стихийным телом переживаешь сверхчувственный внешний мир, то бываешь менее отделен от последнего, чем при переживании в теле внешних чувств -- от своей физической среды.      Все в вашей жизни меняется в один момент.      Это значит, что никакой скрытый внутренний диалог также не может следовать за вами.      И здесь, пока человек изживает себя только в чувственном бытии, он может находить непонятным, что вызвал сам то или иное жизненное положение; но в бытии духовном у него была то, что можно назвать сверхчувственным постижением, приводившим его к такому признанию: ты должен пройти через мучительное и несимпатичное, ибо только такое переживание подвинет тебя на ступень выше в общем твоем развитии.      Когда достигший способности воспринимать помимо своего чувственного тела смотрит на растение, то он может кроме того, что показывают ему его внешние чувства, воспринимать еще некий тонкий облик, проникающий все растение.      Ничто в этом или любом другом мире не может остановить ваше открытие своей Истинной, Свободной Сущности.      Страх является ничем иным, как самоограничивающей реакцией, которую мы всегда ошибочно воспринимали за щит самозащиты.      Дело совсем не в том, нравится ли душе что-нибудь в чувственном бытии или нет.      Для того чтобы изучить, он просто наблюдает.      И трудно понять: почему мы исследуем внешний мир и совершенно не обращаем внимания на мир нашей души? Со всем тем, что он может нам дать, со всеми многочисленными силами, которые могут раскрыться, подобно ларцу с россыпями сокровищ.      Вы не только восстанавливаете контроль над собой, но и усиливаете его.      Существо, принужденное ощущать, что у него нет какого-нибудь свойства, которым по природе своей оно должно было бы обладать, видит другое существо, у которого это свойство есть.      Осознание любого давления, которое возникает внутри вас, доказывает, что один из видов страха, но не вы, хочет оправдываться, льстить, производить впечатление, вести пустые разговоры или делать еще что-нибудь разрушительное для вас, на что вас подталкивает внутреннее давление.      Ваше осознанное молчание останавливает саморазрушение.      И все же по отношению к истинному бытию души она лишь как бы образ собственного существа.      И это невероятное место – те самые врата новой судьбы.      Правда, она может знать (из предыдущей медитации), что физическое тело и во время жизни имеет к ней то же отношение, как и после смерти, но это не ведет ее дальше признания внутренней самостоятельности ее собственного переживания до смерти.      Потому и является также возможным, чтобы человек черпал средства для своего внутреннего погружения из сокровищницы тех представлений, которые он усвоил о духовных мирах.      Душа, проходящая через внутреннее превращение, все более и более приходит к воззрению, что угнетающие вопросы бытия потому не могут быть разрешены в мире внешних чувств, что внешние чувства и рассудок не могут достаточно глубоко проникать в мир.      Человек всегда носит в себе это тело, но спящим.      Внимательное изучение этих уроков духовной жизни раскроют скрытую историю.      Они были полны тайных, но самых практических указаний на то, как человек может открыть и осознать что-то скрытое в себе.      Подобные психологические препятствия создаются вашим умом, чтобы не дать вам нарушить его уровень комфорта.      Главным стремлением в каждом атоме является возвращение к своему божественному источнику и началу.      (Для лучшего результата воспользуйтесь техникой расслабления из упражнения 9).      Сосредоточьтесь на мышцах вокруг глаз и в особенности под ними.      Если вы когда-либо воспитывали детей, то знаете об истинности этого утверждения.      Прекратите попытки выглядеть сильным.      Даже мимолетный взор позволяет увидеть, что такая жизнь, скорее всего, неэффективна.      Могущество себялюбия является в полном своем размере.      Я объясню вам.      Какие приключения ждут вас, как только вы получите власть, необходимую, чтобы создавать свою собственную судьбу!      Когда они затем переживаются, то это сокрытое доводится до полнейшего напряжения: нечто разрывает чувство одиночества, которое является как бы оболочкой этого "нечетом и выступает в душевной жизни как средство познания.      Что такое невидимая внутренняя жизнь? Это то, что вы чувствуете на самом деле, в отличие от тех чувств, которые вы пытаетесь показать при встрече с каким-либо человеком или событием.      Однако душа не может не считать этого "я" самым существом своим, пока она не вступит в сверхчувственный мир.      Тогда оно постепенно достигнет того, что уйдет прочь от близости с таким существом-прообразом.      Это безучастие существует не по отношению к душе, но по отношению к веществам и силам тела.      Рискните идти впереди.      Такие силы получаются только через истинное самопознание.      В духовном бытии несправедливость, причиненную, например, какому-нибудь человеку, он ощущает так, что нарушил ею мировой порядок и что необходимо в последующей жизни быть с этим человеком на земле одновременно, чтобы, изменив к нему свое отношение, загладить эту несправедливость.      Лучшим путем к познанию будет всегда тот, который ведет к сверхчувственному миру через укрепление и сгущение душевной жизни посредством сильного мыслью или ощущением внутреннего погружения.      И тогда вы поймете.      Это также не значит, что вам надо притворяться, будто вы не раздражены.      Вот оно, то мгновение внутренней истины, к которому мы шли все это время.      Попытайся представить себе, что ты не можешь так смотреть на них, так судить о них.      В духовном бытии несправедливость, причиненную, например, какому-нибудь человеку, он ощущает так, что нарушил ею мировой порядок и что необходимо в последующей жизни быть с этим человеком на земле одновременно, чтобы, изменив к нему свое отношение, загладить эту несправедливость.      Дело не в том, откуда взято содержание погружения; его можно получить от какого-нибудь осведомленного в этой области лица или же из литературы духовной науки; надо только, чтобы ты сделал ее сам своим внутренним переживанием, а не руководствовался при погружении только тем, что возникает из собственной души, что считаешь сам наилучшим содержанием погружения.      Например, мы видим улыбающегося человека и решаем, что он испытывает к нам дружеские чувства.      Чувствуешь, что со всей полнотой своей жизни находишься в заблуждении.      перед решением проникнуть в сверхчувственный мир, не соответствует действительности.      Но подобную мысль всегда должен будет отстранять от себя тот, кто в состоянии действительно оживить в себе иную мысль: а именно, что это заложено природой в человеческом существе самому продвигаться вперед, и что не заботиться о силах, ожидающих в душе своего раскрытия, значило бы заглушать их в противность долгу.      Человек всегда носит в себе это тело, но спящим.      Тот находился бы в заблуждении, кто вздумал бы сказать так: как мог бы я домогаться в духовном бытии таких способностей и побуждений, которые теперь, когда я их имею, вовсе мне не нравятся.      Это иное переживание состоит в том, что все бывшее у тебя раньше в душе и на душе ты можешь ощущать как своего рода воспоминание и что таким образом ты относишься к своему "я", каким оно было раньше, как относятся в чувственном мире к воспоминаниям.      Эти события таковы, какими они предстали нам в предыдущих медитациях.      Одна из самых могучих доступных человеку сил во вселенной меньше всего понята и воспринята.      себе и всю ту область, о которой здесь идет речь.      Вот оно, то мгновение внутренней истины, к которому мы шли все это время.      Отказ от обвинений освобождает вас от обоих проигрышных вариантов.      Эта группа лицевых мышц испытывает огромное напряжение.      Попытайся представить себе, что ты не можешь так смотреть на них, так судить о них.      Стоит задуматься лишь на мгновение, чтобы понять, что все вокруг нас имеет свою Сущность.      Вас посетит тревожное чувство непонимания того, что вы делаете или даже почему вы это делаете! Но каждый раз, когда вы готовы воздеть руки к небу или выбросить белый флаг, постарайтесь вспомнить следующее.      Во-первых, по мере того как вы будете продвигаться в учении о новой жизни, вы можете не раз столкнуться с определенными трудностями.      Могущество себялюбия является в полном своем размере.      Для того чтобы изучить, он просто наблюдает.      насколько вы ее боитесь.      В переживании таких ощущений рождаются силы для пути познания.      Ибо сколько бы человек ни узнал о сверхчувственном, отправляясь от иной исходной точки, твердую почву под ногами можно приобрести только через размышления такого рода, как нижеследующее.      Это чувство -- истинное начало зрения духовного существа души.      Вы можете думать об этом как о некой третьей силе, которая, находясь в вашем распоряжении, откроет вам своего рода выход в Настоящий Момент.      Осознав Настоящий Момент, являющийся скрытой частью вашей Истинной Сущности, вам не нужно выбирать, какой путь будет самым лучшим для вас.      Но когда вы поймете, что ваш настоящий уровень понимания не дает вам возможности узнать, что же на самом деле находится за его пределами, вы поймете и то, что вам необходимо сделать, чтобы достичь этого нового, высшего уровня сознания.      Если сравнить это состояние с чем-нибудь из внешнего мира, то представляется следующее: некто пережил смерть всех своих любимых и близких, и только воспоминание о них хранит он в своей душе.      То, о чем в сущности говорит наблюдатель, совершенно видимо, и он сознает, что световой или цветовой образ имеет такое же отношение к тому, что он воспринимает, как, скажем, сочинение, в котором сообщается о каком-нибудь событии, к самому событию.      И вот последнее указание, призванное заметно ускорить ваше продвижение в работе над собой.      Общее практическое правило гласит, что чем больше вы требуете или жаждете уважения от других, тем меньше вероятность того, что вы его получите.      Вот почему вы должны проявить терпение.      Так бывает во втором сверхчувственном мире.      Ощущаешь это тело как часть внешнего мира.      В первый же раз, когда какое-либо навязчивое желание появится в вашем сердце или уме, задайте себе два вопроса.      Вода вновь течет в своем прежнем направлении и несет саду первоначальную жизненную силу.      Напротив, цель их всегда в том, чтобы сделать душу крепкой, собрать воедино ее силы, чтобы человек стал способным переносить душевные переживания, через которые он должен пройти, если хочет видеть и постигать миры иные, нежели чувственное бытие.      С вами такое когда-нибудь бывало? Вам нужно столько всего сделать в срок, что это вас ужасает.      Теперь давайте вкратце рассмотрим, что является осознанным риском и почему подобный риск может быть мощным импульсом для внутреннего преобразования.      Так, кто-нибудь может-чувствовать лживое действительно как безобразное.      А они говорят: «Тебе следует бросить это бесполезное, неэффективное упражнение»!      И это особенно важно.      Они знали из опыта, что там, где есть крупицы золота, должны быть и большие куски.      Как вокруг ребенка развертывается внешний мир, но его аппарат рассудка должен быть предварительно подготовлен переживанием этого внешнего мира, чтобы суметь создавать себе представления об окружающем; так и человек вообще не в состоянии представить себе сверхчувственный мир.      Вполне возможно, что благодаря этому преображению яркость жизни чувств даже усилится, а не ослабеет.      К сверхчувственному внешнему миру она не может отнестись так.      Может случиться, что ты вовсе не предрасположен предаваться всевозможным заблуждениям и иллюзиям" жизни мира внешних чувств; но едва вступив в сверхчувственный мир, ты легковернейшим образом отдаешься подобным заблуждениям и иллюзиям.      Высшее самопознание открывает, что ваша природа является вашей фортуной, поэтому удача начинается с изменением себя.      И это был страх не перед кем-то, кто сильнее вас.      Кажется, будто в природе действуют законы, которые приводят вещества и силы в круговорот смены, и будто эти законы господствуют над телом и через некоторое время втягивают его в этот общий круговорот.      У порога его стоит строгий страж, действием которого является то, что человек ничего не узнает из законов сверхчувственного мира.      Это суждение есть нечто, в зависимость от чего человек сам постоянно ставит свое достоинство, когда он достигает того, что судит о себе самом беспристрастно.      К духовной слабости относится также все, что мешает развитию вашей Духовной Силы.      Ваша Истинная Природа превосходит все вместе взятые физические, умственные и эмоциональные составляющие.      Слово "тело" в этой связи должно понимать в более широком смысле по сравнению с тем, что принято обычно называть "телом".      Слыша о какой-нибудь части чувственного мира, человек с некоторым правом будет иметь чувство, что полного постижения он достигнет только через зрение и восприятие.      Каждый день: непринужденность, но активность.      Не обращайте внимания на то, что пытаются сказать вам, пока вы сидите, ваши собственные мысли и чувства.      Медитирующий пытается составить представления о характере переживания в сверхчувственных мирах      Ибо, в действительности, во время отдачи себя внешнему миру она о себе не знает ничего.      И описанное удручающее чувство само уже есть начало истинного самопознания.      Наибольший результат приносит то, что вы не делаете.      Если вы плохо засыпаете, данное упражнение особенно полезно для достижения глубокого расслабления.      Эта мысленная картина – на самом деле, один образ с тысячей свободных концов!      Чувствуешь, что несешь его в себе самом и что ты наедине с ним.      Само по себе возможно лишь представление, что и то особое сочетание силы, которое выявляется в теле, настолько же безучастно к телу -- носителю души, как и то сочетание, которое обусловливает процессы в мертвом теле.      Во время упражнения все время сохраняйте сидячее положение.      "Прекрасным", если иметь в виду значение этого слова в чувственном бытии, может быть там названо только такое существо, которому удается раскрыть другим существам своего мира все, что оно в себе переживает, так, чтобы эти другие существа могли-участвовать во всем его переживании.      Но это не так.      А значит, это осознание самого себя также является частью вашей Сущности, поскольку в нем заключен Настоящий Момент.      Здесь, как и в других случаях, знание опасности часто является наилучшим средством спасения.      Каждый настоящий момент является причиной последующего.      Не обращайте внимания на то, что пытаются сказать вам, пока вы сидите, ваши собственные мысли и чувства.      Поэтому, прежде чем приступить к практической части упражнения, давайте выясним некоторые вопросы, которые у вас могут возникнуть.      Знаменательно выступает также различие сверхчувственных миров от чувственного во всем, что связано с представлением "прекрасного" и "безобразного".      Я объясню вам.      Оставьте все прочие неуместные смущающие заботы.      Из одного рассуждения, опирающегося на чувственное бытие, никогда нельзя узнать, насколько земная жизнь подвигает человека вперед в его общем развитии.      Подобного различия не существует для миров сверхчувственных.      Зачем краски ощущаются в тебе, если твое ощущение может не иметь для них никакого значения? Зачем вещества и силы внешнего мира строят твое тело? Оно оживляется для твоего внешнего явления.      Для успеха в данной практике по вхождению внутрь себя и обретению спокойствия представьте себя натуралистом ума.      Вот почему вы должны проявить терпение.      Оно может проявиться совершенно инстинктивно, и человеку, который думает и действует в таком духе, может показаться чем-нибудь совсем другим.      Также и то, что в чувственном бытии познаешь как желания, в духовном мире является в совсем ином значении.      На самом деле, хотя вы об этом еще не догадываетесь, вы уже сделали первые шаги к чему-то Высшему.      Тогда переживешь, что "прекрасное" откровение -- маска, не отвечающая существу, и тогда то, что по представлениям чувственного бытия готов был ощутить как "прекрасное", с особенной силой назовешь "безобразным".      Вы не можете быть ущербным и одновременно довольным, поэтому сделайте выбор в пользу внутренней полноты.      Особым способом, помогающим закрепить себя в Настоящем, является осознание каждого выдоха как своего рода напоминания о перенесении всего своего веса на кресло.      Но в этом усилии и заключается действенность -- для познавательных сил, а не в единстве с содержаютемпогружения как такового.      Такое внутреннее, мысленно-сильное укрепление душевной жизни, если только оно происходит правильно, никогда не может повести к тому, что просто притупишь чувство по отношению к своим способностям: напротив, оно преобразит его.      Понимания же этих миров, начиная с наших времен, будет требовать все большее и большее число людей, ибо истинное наблюдение над жизнью показывает, что с настоящего времени человеческие души вступают в такое состояние, что без понимания сверхчувственных миров не могут выработать необходимое отношение к жизни      Перед таким требованием может душа содрогнуться и отступить.      Когда достигнешь этого, душу охватывает невыразимое чувство одиночества.      Попытайся представить себе, что ты не можешь так смотреть на них, так судить о них.      Этот уход не есть простое событие, которое, однажды совершенное, могло бы затем быть повторено в том же роде.      Вы можете сделать одно отдельное дело.      Не погружаясь в размышления, просто почувствуйте все звуки, картины, чувства, мысли, ощущения фактуры и тепла внутри и вне себя именно сейчас.      Надо прийти к воззрению, что тепло и холод внешнего мира имеют для кровообращения такое же значение, как страх или стыд, испытываемые душой.      То, как применяются эти понятия в чувственном бытии, теряет всякое значение, как только вступаешь в миры сверхчувственные.      Если хочешь объяснить ход природных явлений, нельзя ссылаться на нравственные представления.      Вы увидите, как ваше новое понимание принесет вам победу.      Она должна сказать себе: через это мое "я" должна я создавать себе представления о мире; это мое "я" нельзя мне потерять, если я не хочу потеряться сама как существо.      Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся от вещей в пространстве, он в сущности изживает себя в душе.      Необходимо только, чтобы удалось во время внутреннего погружения вполне достигнуть такого состояния, чтобы никакие впечатления внешних чувств, а также никакие воспоминания о них не вмешивались в душевную жизнь.      Такое переживание содержит в себе нечто уничтожающее для твоей собственной сущности.      Понятия должны быть изменены, расширены и сплавлены с иными, если хочешь верно описать сверхчувственный мир.      Внешний мир и внутренний мир предстают пред духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.      Вы можете закончить его успешно, сделав все настолько хорошо, насколько это в ваших силах.      Осознайте обычное в вашей жизни и рискните сделать противоположное.      Теперь можешь противопоставить себя самому себе.      Неважно, сколько раз вы слышите в своем уме слова противоборства, которые всегда побуждали вас вступать в скрытый диалог, – откажитесь от такого вступления.      Было ли в вашей жизни время – период духовного роста – не связанное с добровольным риском или с вынужденным испытанием? Есть только один ответ на этот вопрос: «Награда в виде высокой мудрости и духовной силы всегда дается тем, кто, так или иначе, идет на риск».      То, о чем в сущности говорит наблюдатель, совершенно видимо, и он сознает, что световой или цветовой образ имеет такое же отношение к тому, что он воспринимает, как, скажем, сочинение, в котором сообщается о каком-нибудь событии, к самому событию.      Рискните поймать себя во время игры.      Вот вам сравнение.      Говоришь себе самому: ты смотрел на вещи и события мира по своему человеческому существу и так судил о них.      Медитирующий пытается составить представление о созерцании повторных земных жизней человека      Пускай, согласно своим запросам, она сама себя чувствует бессмысленной, принужденная думать, будто она может подобно пламени, возникающему из горючего вещества, вспыхивать из вещества своего тела и потом вновь угасать.      Здесь была сделана попытка указать путь, ведущий за пределы понимания к созерцанию этой повторности.      Создайте собственный сокращенный вариант данного упражнения.      Кто станет здесь говорить о скрытой деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.      Все, что было здесь сказано о переживании существа души как духовной действительности в мире других духовных существ, может стать зримым благодаря тому укреплению душевной жизни, о котором уже не раз упоминалось.      И вот каким образом: дерзните идти дальше, даже если испытываете страх.      Вот вам сравнение.      Бывает, что какой-нибудь человек обладает живым вкусовым воображением и уже при одном представлении о лимонаде ощущает почти так, как если бы он его действительно пил.      Теперь наша природа существует во времени, то есть она соткана из всего вашего предыдущего опыта.      Но если упорно и с силой продолжать делать то, что привело к этому началу, то доведешь это в конце концов до глаз души как некоего духовного существа.      Сначала приведите все в более управляемый вид, записав все ваши дела на листке бумаги.      Рискните не защищать себя.      Поэтому, прежде чем приступить к практической части упражнения, давайте выясним некоторые вопросы, которые у вас могут возникнуть.      Не знаешь, что это оно направляет духовный взор.      Удивительно, не правда ли? Вы боялись собственных мыслей.      Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле.      Или всякое дальнейшее исследование о загадке души будет подавлено, и надо будет отказаться от какого-либо знания в этой области.      Следующие идеи и рекомендации помогут вам справиться с сотней неотложных дел и еще с одним, наслаждаясь при этом сознанием того, что вы не просто делаете все от вас зависящее, но еще и наилучшим образом!      Это иное переживание состоит в том, что все бывшее у тебя раньше в душе и на душе ты можешь ощущать как своего рода воспоминание и что таким образом ты относишься к своему "я", каким оно было раньше, как относятся в чувственном мире к воспоминаниям.      Да, вы испытывали страх, но он не был вашим.      Кроме того, человек, стоящий перед вами, не может этого знать, а дрожь помогает вам пробудиться!      Вместо этого смело ступайте к нему.      Что это -именно так замечаешь, когда хочешь вне своего чувственного тела ориентироваться в мире сверхчувственном.      Предстоящее заключается в том, чтобы человек сделал себя способным отбросить при вступлении в сверхчувственный мир все то, что он в обыкновенной жизни ощущает как сильнейшую правду, и устроиться так, чтобы ощущать вещи и судить о них по-иному.      Чтобы такое внутреннее переживание привело к действительно значительным последствиям, оно должно быть во всяком случае предпринято на основании известных, испытанных законов.      Кто станет здесь говорить о скрытой деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.      Да, вы испытывали страх, но он не был вашим.      Это может показаться настолько само по себе понятным, что на это как будто и не стоит обращать внимания, и все же это по видимости незначительное явление может многое осветить.      Им нравились субботние утренние прогулки и беседы.      Не тревожьтесь о том, что вы можете обнаружить в себе.      Усиленное, повторное (медитативное) оживание с мыслью, что для хода человеческой жизни во многих отношениях безразлично, самому ли тебе принадлежит известная способность или кому-нибудь другому, может повести далеко в деле приобретения истинного спокойствия по отношению к тому, что ощущается как сама внутренняя жизненная судьба.      Для внутреннего переживания такого наблюдения не существует.      Вы научитесь предопределять свою судьбу.      Рискните поймать себя во время игры.      Большинство мужчин и женщин признают необходимость в здоровой сбалансированной диете, потому что хорошая еда питает тело.      Если устремить подобный обратный взгляд, связав с ним то душевное настроение, которое исключает все обычные, эгоистические симпатии и антипатии по отношению к событиям судьбы, то, достигнув в воспоминании указанного периода в жизни ребенка, займешь такую позицию по отношению к себе, что скажешь: вот когда, вероятно, впервые наступила для тебя возможность почувствовать себя в себе и сознательно работать над своей душевной жизнью; но это твое "я" существовало и раньше, оно работало в тебе, хотя и без твоего ведома, и даже это оно впервые привело тебя к твоей способности знания, как и ко всему прочему, о чем ты знаешь.      Но различие между тем и другим выяснится тем не менее из всей совокупности жизненных отношений.      Напротив, цель их всегда в том, чтобы сделать душу крепкой, собрать воедино ее силы, чтобы человек стал способным переносить душевные переживания, через которые он должен пройти, если хочет видеть и постигать миры иные, нежели чувственное бытие.      Тогда непосредственно знаешь, что пережито было нечто, чего нельзя пережить никаким телесным чувством, а также и обыкновенным рассудком.      Существует известное число повторений; к ним примыкают до и после них совсем иные роды бытия; и все это является в совокупном течении своем как исполненное мудрости развитие.      Так должен сказать себе каждый ученый, каждый философ.      Самообладание начинается со способности выбирать собственные направления в жизни.      Невыносимым могло бы стать лишь представление, будто возвращающиеся во внешний мир вещества и силы уносят с собой и изнывающую душу.      Вы никогда никого не боялись.      Не знаешь, что это оно направляет духовный взор.      Рискните оставить представление.      Не успели вы и глазом моргнуть, как возникает следующая мысль.      Чувства осуждения какого-либо внешнего обстоятельства или другого человека схожи с обвинением собственных ботинок за то, что их шнурки завязаны слишком туго.      Медитирующий пытается составить представление о созерцании повторных земных жизней человека      И потом обвиняем людей или обстоятельства, либо уныло сетуем на нашу собственную слабость.      Кто станет здесь говорить о скрытой деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.      Тело, которому я обязан, моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и не будет иметь ничего общего со всем тем, что я переживаю в себе.      В обыкновенной жизни человек обладает известной силой своих внутренних переживаний и жизни своих ощущений и мыслей.      Если вы сели на металлическую скамью и внезапно ощутили, что полуденное солнце нагрело ее до температуры далеко не приятной, то вы тотчас же вскочите с нее.      Можно заметить это уже на.      Человек может долго упражняться в указанном внутреннем укреплении своей душевной жизни.      Оно сметает все на своем пути.      Но в этом усилии и заключается действенность -- для познавательных сил, а не в единстве с содержаютемпогружения как такового.      Однако это заблуждение отличается от других заблуждений.      Ибо и философия только наблюдение и обсуждение мира согласно свойствам человеческой душевной жизни.      Человек всегда носит в себе это тело, но спящим.      Последнее же поможет быть взято с собой в сверхчувственными мир.      И по мере обучения ваша задача отказаться от обвинения наделяет вас новой силой, которую вы ищете.      Если обиды правят нами, то неприятности начинаются тогда, когда мы неосознанно вовлекаемся в такие сцены из нашего прошлого и взаимодействуем с призрачными персонажами! Вытекающий из этого внутренний диалог всегда является отчаянной, но тщетной попыткой изменить то, что уже было сказано и сделано, чтобы на этот раз выйти победителем.      Разумеется, это упражнение не является оправданием жестокости или грубости.      Добровольное уединение вместе со своими раздраженными мыслями и чувствами не означает избавления от них.      Чтобы обрести спокойствие, вы должны войти внутрь.      Это открывается особенно ясно, когда связываешь с этим мысли, которые показывают, как человек в обычной жизни вызывает то или иное в судьбе.      Одну за другой, от огня до ядерного синтеза, мы терпеливо и неуклонно заставляли Мать-Природу открыть свои великие тайны и поставить их нам на службу.      Однако это заблуждение отличается от других заблуждений.      Эта боль, ощущаемая на известной ступени душевного странствия, далеко превосходит все то, что можно испытать как боль в мире внешних чувств.      Если вы никогда раньше не пробовали сделать это, то вот несколько указаний, призванных помочь вам.      Здесь была сделана попытка указать путь, ведущий за пределы понимания к созерцанию этой повторности.      Ваше внимание к болезненному присутствию этих сил дает им жизнь, которой у них не было бы, не поддайся вы на этот обман.      Эта самопроверка на наличие внутреннего давления помогает вам определить, является ли ваше объяснение по-настоящему добровольным или же это подталкивание к совершению неосознанного вредительства.