Не волнуйтесь.      Но качества эти будут всегда такие, которые надо отнести к внутренним душевным качествам.      Вы узнаете какого-либо из этих внутренних врагов, которые вам препятствуют? Вы хотели бы избавиться от их влияния? Хотите освободиться, чтобы следовать высшим путем своего духовного развития? Цель данного упражнения – научить вас тому, как сделать следующий шаг тогда, когда вы уверены, что не сможете этого сделать.      Слыша о какой-нибудь части чувственного мира, человек с некоторым правом будет иметь чувство, что полного постижения он достигнет только через зрение и восприятие.      Возможно, самый важный шаг.      И перед вами открывается следующее.      Силы саморазвития заложены в каждой человеческой душе; и не может быть среди них ни одной, которая не захотела бы услышать голос, призывающий к раскрытию этих сил, если ей возможно каким-либо образом что-нибудь узнать о нем и об его значении.      Проблема в следующем: поспешные мысли и беспокойные чувства не осознаются вами, потому что каждый раз, когда они начинают свой бег, вы устремляетесь вместе с ними.      И по этой причине наша внутренняя природа не способна разглядеть, что многие из ее собственных мыслей являются совсем не тем, чем они ей кажутся.      Здоровая душа, даже если она из отвращения к подобному размышлению сначала и избегала его, впоследствии все же ему отдастся.      Рискните не защищать себя.      Но никому, при правильном рассмотрении чувственного бытия, не может прийти в голову смотреть на законы природы как на нечто, подобное законам нравственным или хотя бы только похожее на них.      Это не значит, что, бросив им вызов, вы перестанете чувствовать их гнетущее присутствие.      Это не закон жизни мужчины или женщины в частности, а Закон Жизни вообще: прежде чем вы заживете другой жизнью, прежде чем станете счастливее, мудрее, обретете мир и спокойную власть над собой, вы должны изменить свою сущность.      Мы вернулись к действительности и увидели, что наше представление о себе – всего лишь мысль, не имеющая никакой реальной силы!      И из безопасного положения такого Высшего осознания вы видите в себе то, что прежде не могли видеть из-за внутреннего огня и дыма.      Распространение сверхчувственных познаний, вместе с тем и познаний о страже порога принадлежит к задачам настоящего и ближайшего будущего.      Еще одна польза от вашего списка – это то, что он поможет удалить из вашей картины образ беспорядка, ведь беспорядок для смятения – все равно, что ветер для песчаной бури.      Таким образом сверхчувственному наблюдению представляются и чисто стихийные существа.      Может случиться, что в чувственном мире человек проходит мимо растений без всякой любви: но, несмотря на это, в его душе может таиться несознаваемая им склонность к этому миру растений.      Высшее самопознание предоставляет ваш разум Высшей Мудрости, чья возвышенная природа вздымает вас, как ветер крылья орла.      И это все равно, что заставить вас побеждать совершенно по-новому! Поскольку каждый раз, когда к вам приходит осознание того, что вам больше не нужно, как прежде, выбирать из узкого круга вариантов, ограниченного природой вашей мысли, перед вашим внутренним взором откроются совершенно новые, более высокие возможности.      И само собою разумеется тогда, что увиденное принимаешь за правду.      Наблюдайте за собой.      Чувствуешь себя тогда прикованным к единичному.      Заклятие, которое действовало на Марка, внезапно было снято.      В обыкновенной жизни человек обладает известной силой своих внутренних переживаний и жизни своих ощущений и мыслей.      К миру внешних чувств она стояла в таком отношении, что смотрела на него как на мир внешний, а на внутренние переживания -- как на свою собственность.      Факт, что люди относятся к вам так, как вы втайне желаете, чтобы они к вам относились, является малоизвестным, но широко отрицаемым.      Эта книга приглашает вас стать одним из немногих.      Но в данном случае он не так относится к явлению молнии, как когда он видит ее своими глазами.      Представление об участии чувственного внешнего мира в человеческом теле можно почерпнуть только из мысли: на все, что является в тебе носителем твоих внешних чувств, посредником для тех событий, которыми живет твоя душа, воспринимаемый тобою мир влияет так, как являет тебе это твое представление, которое простирается за пределы твоей жизни.      Упражняясь рано утром, после пробуждения, и прямо перед сном, вы должны получить наилучшие результаты.      Сила человека иссякает в час испытаний.      И поэтому может она также возвыситься над всем, что было достигнуто предшествовавшей душевной жизнью.      Дело не в том, откуда взято содержание погружения; его можно получить от какого-нибудь осведомленного в этой области лица или же из литературы духовной науки; надо только, чтобы ты сделал ее сам своим внутренним переживанием, а не руководствовался при погружении только тем, что возникает из собственной души, что считаешь сам наилучшим содержанием погружения.      Поэтому будьте настойчивы! Вы их преодолеете.      Этому пробуждению души ничто не может помочь в самом стихийном мире.      Но если упорно и с силой продолжать делать то, что привело к этому началу, то доведешь это в конце концов до глаз души как некоего духовного существа.      Так что это переживание может привести к чистому безличному вопросу познания.      Душа, проходящая через внутреннее превращение, все более и более приходит к воззрению, что угнетающие вопросы бытия потому не могут быть разрешены в мире внешних чувств, что внешние чувства и рассудок не могут достаточно глубоко проникать в мир.      Но стихийные существа, наблюдаемые таким образом, бывают отнюдь не единственными, являющимися сверхчувственному переживанию.      Если странствие начато, то каждый сделанный шаг становится поводом к дальнейшим.      Действия его ощутительно проходят через твое собственное существо.      Так произойдет познание тех существ сверхчувственного мира, к которым душа благодаря этим качествам сама откроет себе доступ.      Чтобы иметь возможность продолжать изживать свое бытие, это пережитое в чувственном бытии нуждается в существе, которое могло бы закреплять его так же, как в чувственном бытии закрепляют обычно -- "я" представления воспоминаний.      Вы должны хотя бы один раз преодолеть страх перед неизвестным, и тогда вы сумеете это повторить всякий раз, когда возникнет такая необходимость.      С тем, что вы узнаете, вам не придется ждать несчастного случая или неприятного события, которое приведет вас к духовному преобразованию, дающему внутреннюю свободу.      Он будет пользоваться для выражения теми представлениями ощущений, которые ему привычны.      То, что надлежало бы ей сделать, может она ощутить так сильно как отдачу себя, как признание ничтожности своего собственного существа, что у вышеозначенного порога она признается себе в своем бессилии удовлетворить этому требованию.      Ткань же, которая как бы соткана из представлений, воспоминаний и являет собою то, что человек считает своим существом в чувственном мире, имеет большую самостоятельность, нежели отражение.      А все виды Сущностей – от камней и роз до меня с вами – имеют свою природу.      Сначала это происходит медленно и едва уловимо, но в конце концов, даже несмотря на протесты вашего ума, различие между вашим ощущением себя и вашим осознанием Настоящего Момента исчезает.      Надо прийти к воззрению, что тепло и холод внешнего мира имеют для кровообращения такое же значение, как страх или стыд, испытываемые душой.      Надо подумать, в какой мере это самоутверждение участвует во всем, что видишь.      Она имеет в своем роде собственное существо.      Вы узнаете какого-либо из этих внутренних врагов, которые вам препятствуют? Вы хотели бы избавиться от их влияния? Хотите освободиться, чтобы следовать высшим путем своего духовного развития? Цель данного упражнения – научить вас тому, как сделать следующий шаг тогда, когда вы уверены, что не сможете этого сделать.      Предлагается спокойно сидеть минимум 20-30 минут дважды в день.      Гораздо вернее обратное, а именно, что с предварительным пониманием вернее и легче приходишь к созерцанию, чем без него.      Медитирующий пытается получать истинное представление о стихийном или эфирном теле      Переживается не только нечто как бы в дополнение к миру внешних чувств; переживается мир, в котором чувственный мир представляется как бы кусками льда, плавающими в воде.      Единственным, что вас пугало, были ваши мысли об этом человеке.      Закончив работу над одним упражнением и приготовившись перейти к следующему, не переставайте повторять то упражнение, которое вы только что закончили.      Они состоят в том, что можно назвать внутренним мужеством, внутренним бесстрашием.      Глаза его говорили, что он ищет, с чего начать.      Высшее самопознание доказывает, что определение жизненных направлений по поворотам самого мира подобно ориентированию по указателю флюгера, меняющего свое направление под действием ветра.      То, как применяются эти понятия в чувственном бытии, теряет всякое значение, как только вступаешь в миры сверхчувственные.      Осознав Настоящий Момент, являющийся скрытой частью вашей Истинной Сущности, вам не нужно выбирать, какой путь будет самым лучшим для вас.      Рискните стать не как все.      Чувствуешь, что несешь его в себе самом и что ты наедине с ним.      То, что они говорят, никогда не может привести ни к чему иному, кроме как к выводу первой медитации.      Чувствуешь, что несешь его в себе самом и что ты наедине с ним.      Этот облик является ему как бы существом-силою; и он приходит к тому, что начинает рассматривать это существо-силу, как то самое, что из веществ и сил чувственного мира строит растение, что обусловливает обращение его соков.      В том же, что странник в сверхчувственном мире должен приобрести в смысле самопознания, ничто не изменится от такого предварительного знания.      Ноги должны находиться в любом удобном положении, в котором они естественно расслаблены.      Но не идите по ложному пути.      Может случиться, что-перед тобой будет какое-нибудь событие или существо сверхчувственной мира.      Вы должны быть беспристрастным свидетелем жизни своих собственных мыслей и чувств.      Что же такое скрытый внутренний диалог? Это негативное противоборство, подобное перетягиванию каната, в невидимых закоулках вашего разума.      И постепенно познаешь, как сами эти существа относятся друг к другу.      Жгучее желание действует так, что оно распространяет перед освобожденным от тела созерцанием как бы невидимый туман.      Не менее трех раз в день выбирайте время для расслабления и освобождения себя.      Внешний мир и внутренний мир предстают пред духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.      Само по себе возможно лишь представление, что и то особое сочетание силы, которое выявляется в теле, настолько же безучастно к телу -- носителю души, как и то сочетание, которое обусловливает процессы в мертвом теле.      Единственное, что в реальности дают все эти способы маскировки, – они становятся еще одним источником скрытых внутренних конфликтов.      Оставьте все прочие неуместные смущающие заботы.      Кто приходит к тому, что смотрит равнодушно на все, что с ним случается, тот уже, конечно, не на плодотворном пути.      Тогда оно постепенно достигнет того, что уйдет прочь от близости с таким существом-прообразом.      Своевременно то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все протекает для меня, для моего душевного переживания.      Поиск внутренних моментов, когда можно пойти на осознанный риск, приведет вас к освобождающему открытию своего «я».      Настанет время, когда это будет иначе.      Эти основания приводят к прежней земной жизни, которую он пережил в прошлом.      И это ощущение также принимает такую форму, что сверхчувственная действительность является чем-то, что ценностью своей далеко затмевает доселе ведомую душе действительность.      Помимо навыков поиска нужной геологической породы, в которой под мелким щебнем, скорее всего, скрывались самородки, у каждого старателя имелся в запасе собственный трюк, который помогал им увеличить шанс найти золото.      И описанное удручающее чувство само уже есть начало истинного самопознания.      Отнестись с доверием к сверхчувственным переживаниям можно только, когда имеешь право сказать себе по отношению к внешнему миру, что принимаешь вещи и события отчетливо такими, как они суть.      Скольжение лодки ума в лагуну духа является самым спокойным из известных мне событий.      Если видишь одно, то можешь тем же глазом видеть и другое.      Но надо принять во внимание, что в чувственном бытии то лживое, которое ощущается как безобразное, не будет непременно безобразным во внешнем своем явлении; что это значило бы даже перепутать все представления, если бы безобразное в чувственной природе захотели объяснять из лживого.      Это выступает особенно ясно, когда обращаешь взор на нравственные свойства души.      И по мере этого новое, более глубокое ощущение спокойствия наполняет вас.      Только в этом Спокойствии рождается знание Высшего «Я».      Это суждение есть нечто, в зависимость от чего человек сам постоянно ставит свое достоинство, когда он достигает того, что судит о себе самом беспристрастно.      Мысли способны возникать в нашем мозгу в виде картин.      В мире внешних чувств рука, совершающая безнравственное дело, должна быть объяснена по законам природы совершенно так же, как и та, что служит нравственной деятельности.      Невозможно думать иначе, как что это безразличное отношение внешнего мира к человеческому телу наступает не только со смертью, но что оно таково уже и во время жизни.      Чувство, что находишься вне своего чувственного тела, испытываешь с большей силой при переживании в астральном теле, нежели при переживании в теле стихийном.      Но благодаря тем шагам, которые привели к способности переживать вне тела, получаются особые средства к самопознанию.      И последнему представляется возможность путем своего собственного переживания узнавать о сверхчувственном мире в той мере, в-какой этот мир более или менее часто благодатно озаряет его тем, что освещает его обычную душевную жизнь.      У порога его стоит строгий страж, действием которого является то, что человек ничего не узнает из законов сверхчувственного мира.      Сомнение – это врата, которые все мы должны миновать прежде, чем войти в храм Мудрости.      Есть люди, которые самым честным образом хотели бы иметь переживания сновидения.      Ты сам был бы ничто.      И когда оно ни к чему не ведет, то это зависит лишь от того, что началом этим и ограничиваются.      Рискните стать не как все.      Человеку легче бывает достигнуть такого рода переживания по отношению к случаям, постигающим его в его жизни, нежели, например, по отношению к своим способностям.      Это воистину место вне времени и пространства, где принимаются все решения в вашей жизни, то, что мы понимаем под Настоящим Моментом.      Но в этом усилии и заключается действенность -- для познавательных сил, а не в единстве с содержаютемпогружения как такового.      Природа камня целиком определяется естественными силами, воздействующими на него.      Можно находить, что эта мысль одна только научно ясна, трезва, а все остальное лишь субъективная вера; это легко вообразить себе.      Вот оно, то мгновение внутренней истины, к которому мы шли все это время.      Сверхчувственные переживания могут проявляться так, что они наступают в известные времена.      Предательские силы в вас хотят, чтобы вы тратили на это впустую ваши усилия.      Истинной силе, как и настоящему орлу, нет необходимости что-то доказывать.      И ему совершенно невозможно не иметь этого существа постоянно перед собой.      Ваше открытие дает вам способность открыть и отвергнуть истинную причину внутреннего возгорания.      Не все ли вам равно? Она скоро пройдет.      При освобождении этих энергий вы можете почувствовать дрожь или трепет в зоне расслабления.      В перетягивании этого каната с обеих сторон выступаете только вы.      Этим путем приходишь к тому, что перед тобой оживают сверхчувственные силы, которые в прошлые времена земли работали над ней.      Это нормально.      Если она возникла, то он не может поступить иначе, как искать случая действительно начать странствие в сверхчувственные миры.      Вот вам сравнение.      Ибо кто строго проходит описанное, тот приобретает вместе с тем способность отличать свои воображения от реальностей.      Вы стоите на пороге нового этапа предназначенного вам путешествия.      Чувствуешь себя вынужденным представить себе это переживание.      Ваша Сущность пребывает в процессе постоянного раскрытия.      Благодаря такому упражнению приходишь к некоторому основному душевному настроению по отношению к своей жизненной судьбе.      Вернитесь к осознанию себя в Настоящем Моменте.      Ее задача – подтвердить ваши самые худшие подозрения, что она и делает, заявляя тихим голосом побежденного, очень похожим на ваш собственный: «Это безнадежно.      Только чтобы предотвратить постоянно возникающие недоразумения, напомним изложенное точнее в других моих сочинениях.      Глубже проникают души, которые так изменяются, что могут переживать вне тела.      И по мере обучения ваша задача отказаться от обвинения наделяет вас новой силой, которую вы ищете.      Но это происходит не от того, что они менее строги, а оттого, что человек, когда имеет их перед собой, не ощущает под ногами почвы чувственных фактов, которая в естествознании облегчает ему признание доказательств.      В обычной жизни в чувственном мире человек относится к тому, что воспринимает как свою судьбу, так, что ощущает одно как симпатичное, другое как антипатичное.      Данное упражнение представляет собой специальное руководство к тому, как и когда вы можете идти на Осознанный Риск по собственному желанию.      Ибо помимо внешних чувств, которые оно одно может создать тебе, ты прежде всего ничего не мог бы пережить в себе.      Научаешься до некоторой степени смотреть на себя с той точки зрения, которая появляется, только когда находишься вне чувственного тела.      И в то мгновение, как это удастся, "злое" существо не будет уже больше в состоянии прикидываться "красотой".      Рост будет приостановлен, жизнь замедлится.      С тем, что вы узнаете, вам не придется ждать несчастного случая или неприятного события, которое приведет вас к духовному преобразованию, дающему внутреннюю свободу.      И кто в состоянии непредубежденно сравнить естественнонаучные доказательства с проведенными таким же образом доказательствами духовно-научными, тот, конечно, сможет убедиться в их равноценности относительно доказательной силы.      Предлагается спокойно сидеть минимум 20-30 минут дважды в день.      В начале своего ясновидения человек лишь с трудом будет освобождаться от отпечатка чувственного образа.      Ответ «да» из страха сказать «нет» является причиной возникновения обиды.      Возможно, ваши мышцы были напряжены длительное время, так что могут и не уметь расслабляться, а тем более оставаться в расслабленном состоянии.      Иллюзия ожидать, что с успехами познания природы выяснится из законов внешнего мира, как происходящие в теле процессы обусловливают душевную жизнь.      Но поскольку человек как таковой существо сверхчувственное, -- каким он и является для сверхчувственного наблюдения, -- то и в сверхчувственном связь человеческой души с другой душой не терпит ущерба от смерти.      Эта просьба распространяется каждое мгновение в виде безмолвных сообщений от вашей невидимой внутренней жизни.      И эти загадки суть источник всех прочих мировых загадок.      Рискните позволить выиграть другим.      Последнее все еще продолжает жить со стихийным телом и переводить сверхчувственное переживание в чувственную форму.      Они сами принадлежат к телу и уничтожаются вместе с ним.      Вы научитесь предопределять свою судьбу.      Медитирующий пытается составить представление о "теле я" или "теле мысли"      Закройте глаза и сосредоточьтесь на собственной макушке.      Секрет действия данного уникального упражнения, наделяющего вас самообладанием, заключается в следующем.      В примере, использованном для наших занятий, эта мысль принимает форму образа или мысленной картины ста и одного дела, не законченных нами.      Но на самом деле мы обманываемся в человеке потому, что позволяем нашим собственным мыслям о нем вводить нас в заблуждение.      И поэтому может она также возвыситься над всем, что было достигнуто предшествовавшей душевной жизнью.      Говоришь себе самому: ты смотрел на вещи и события мира по своему человеческому существу и так судил о них.      Как только она воспринимает этот внешний мир, она до известной степени и сливается с ним; она не может себе представить себя отделенной от него так, как от чувственного внешнего мира.      Наша жизнь, день за днем, мало бы отличалась от положения пассажира кареты, которую мчит шестерка мощных лошадей без возницы! Да, мы смогли бы добраться до места назначения.      Что же здесь происходит? Почему мы обнаруживаем подобные негативные ощущения?      Теперь продолжайте и расслабьте шею, плечи, грудь, руки и кисти рук.      За внешним миром, который дан обычной жизни, сокрыт иной.      Рискните идти впереди.      И без вашего ведома она сливается с изначальной картиной, созданной первомыслью.      Конечно, не стоит рисковать своими средствами в глупых махинациях по быстрому обогащению.      К тому же вы проснетесь более свежим.      Не знаешь, что это оно направляет духовный взор.      Почувствуйте область черепа и мышцы, которые находятся в районе лба и висков.      Одно может помочь другому создать путем простого понимания убеждение в повторности общего течения человеческой жизни.      Можно заметить это уже на.      Дело совсем не в том, нравится ли душе что-нибудь в чувственном бытии или нет.      И, что еще лучше, их поражение станет вашей победой! Следующее упражнение поможет вам стать лицом к лицу с такими пугающими чувствами и убрать их из вашей жизни раз и навсегда.      Но главная мысль данного вступления в следующем.      Когда обращенная на самого себя мысль пытается проникнуть в глубочайшие недра души, то, много может быть открыто там эгоистической радости по поводу того, на что ты способен сам.      "собой", своим существом, он несет в себе как воспоминание и переживает себя в отныне приобретенном "я" высшего порядка, он становится способным достигнуть также и созерцания хода жизни за пределами чувственного земного бытия.      Вы не только восстанавливаете контроль над собой, но и усиливаете его.      Она сама-радость, восхищение, наслаждение, страх.      Ничто не сможет остановить ваш искренний поиск, даже те мысли и чувства, которые говорят вам, что вы не двигаетесь дальше, потому что вы не понимаете, как сделать следующий шаг.      Оно подрывает наши личные и деловые отношения так же эффективно, как торпеда корабль при попадании в него.      Все станет новым для вас, поскольку и ваша победа над собственной природой, и ваше Новое Знание – все теперь говорит вам: вы можете создавать свою собственную судьбу!      Вы не только восстанавливаете контроль над собой, но и усиливаете его.      Обратной стороной любого осознанного риска является понимание, что тому, кто вы есть на самом деле, бояться нечего.      Человек может обладать несовершенно развитым физическим органом; соответствующий стихийный орган может быть при этом не только нормально-совершенным, но даже совершенным в той мере, в какой несовершенен физический.      Ваша Сущность пребывает в процессе постоянного раскрытия.      То же можно сказать и о переживаниях вне тела.      Это тот, который вернее всего ведет к цели.      Как это можно сделать? Намеренно задержитесь путем осознанного снижения вашей обычной скорости.      А все виды Сущностей – от камней и роз до меня с вами – имеют свою природу.      Такие силы получаются только через истинное самопознание.      Иными словами, расширьте свое осознание до того, что происходит с умом и эмоциями в данный момент.      Писатель Верной Говард предлагает следующий способ, который поможет вам прекратить эту сумасшедшую гонку, ведущую в никуда.      Слыша о какой-нибудь части чувственного мира, человек с некоторым правом будет иметь чувство, что полного постижения он достигнет только через зрение и восприятие.      Вы должны быть беспристрастным свидетелем жизни своих собственных мыслей и чувств.      Почувствуйте область черепа и мышцы, которые находятся в районе лба и висков.      Он узнает тот факт, что до этой жизни внешних чувств, в которую он вступил, когда получил чувственное тело, он уже жил чисто духовно.      Надо подумать, в какой мере это самоутверждение участвует во всем, что видишь.      Нет законов, которые бы регулировали внутреннее спокойствие.      Сверхчувственное представление тоже содержит в себе известное отношение.      Этим не сказано, что всякое развитие ясновидения ведет к этому жуткому одиночеству; но кто сознательно своей собственной силой усваивает себе душевную крепость, тот прилет к этому.      Им нравились субботние утренние прогулки и беседы.      Напротив, все яснее должно оно будет показать, что законы внешнего мира находятся в одинаковом отношении к душе до и после смерти.      Этим они могут создать себе ощущение того, что видит наблюдатель стихийного мира.      Но не можешь найти представления для этого неведомого.      Не нужно стремиться насильно привлекать что-либо.      Но чтобы достичь чего-нибудь в понимании истинного существа человека, необходимо еще большее.      Еще одна польза от вашего списка – это то, что он поможет удалить из вашей картины образ беспорядка, ведь беспорядок для смятения – все равно, что ветер для песчаной бури.      Энергия, используемая для поддержания нашей жизни, дается нам ежедневно.      Для жизни дает он тебе внешние чувства и рассудок, которые делают для тебя невозможным видеть то, что происходит с твоим душевным переживанием за пределом смерти.      Тогда можно почувствовать себя обедневшим в меру всего того, что вырвалось таким образом из души.      Переживаешь внешних чувств мышлению, когда мир, неведомый восприятиям и обыкновенному рассудочному начинаешь воспринимать не чувственным телом, но помимо него телом стихийным.      Вы понимаете, что вам необходимо выйти на то место, где теплые лучи солнца смогут падать на вас прямо, без преломления.      И этот факт уникальности нашей природы наделяет нас особой властью.      Если сравнивать этот мир с чем-нибудь, принадлежащим к обычному переживанию, то это будет мир воспоминаний, представлений памяти.      Тогда переживешь, что "прекрасное" откровение -- маска, не отвечающая существу, и тогда то, что по представлениям чувственного бытия готов был ощутить как "прекрасное", с особенной силой назовешь "безобразным".      При этом неизменно возникает необходимость сначала объяснить некоторые знаки, которыми пользуешься.      Предательские силы в вас хотят, чтобы вы тратили на это впустую ваши усилия.      Она видит, как оно переходит после смерти в общий круговорот природы, не принимающий участия в том, что душа переживает до смерти как собственное бытие.      Оно заключает в себе все то, что из мира сверхчувственного работает над созиданием и ростом растения.      Я обещаю это.      Используйте этот же способ концентрации и для мышц тела, чтобы осознанно их расслабить.      Человек созерцает духовные существа, поводом деятельности которых бывает, например, то, что характер следующих друг за другом эпох развития человечества определяется, действительно, существами.      Каждый раз, когда перед вами встанет лавина дел, выполнить которые в срок кажется выше всяческих человеческих сил, сделайте вот что.      Правда, дело ему представляется так, как если бы он действительно воспринимал эти образы.      Более чем понятно, что человек ищет знания о смерти и о какой-нибудь жизни души независимо от разложения тела.      Когда душа через чувства и через их представления отдается явлениям внешнего мира, то она не может, при истинном обращении мысли на себя, сказать, что она воспринимает эти явления или что она переживает вещи внешнего мира.      Может быть, вы хотите устроиться на новую работу или добиться повышения, улучшить взаимоотношения с кем-либо; приобрести новую одежду, получить отпуск или, возможно, автомобиль, на котором мечтали путешествовать по стране.      После этой короткой главы я хочу познакомить вас с одиннадцатью упражнениями, созданными специально, чтобы помочь вам овладеть внутренними навыками, необходимыми для создания своей собственной судьбы.      Постепенный распад – это часть природы всех физических вещей.      насколько вы ее боитесь.      Дерзайте! Рискните попросить то, чего действительно желаете.      Истинная духовная сила соревнуется или сравнивает себя с другими не более, нежели орел летает как ворона или ходит как утка.      Для начала давайте рассмотрим некоторые основные вопросы Высшей, или эзотерической, психологии.      Настанет время, когда это будет иначе.      Затем перенесите всю тяжесть плеч и рук на подлокотники кресла или на ту часть тела, на которой они находятся.      И это понятое там всецело совпадает с полнейшей откровенностью, с честным, открытым изживанием того, что данное существо содержит в себе.      За этим последует истинное Величие.      Одну за другой, от огня до ядерного синтеза, мы терпеливо и неуклонно заставляли Мать-Природу открыть свои великие тайны и поставить их нам на службу.      Дайте им мысленный приказ высвободиться и сделать то, что вы скажете.      В переживании таких ощущений рождаются силы для пути познания.      Следуя подобному подходу в поисках внутреннего золота, вы сможете добиться успеха в этом упражнении по выбору осознанного риска.      И когда пройдет целый ряд таких представлений, внутреннее переживание переходит из снов в обычное душевное состояние.      Под натиском невидимых сил вы отвлекаетесь от выбранной задачи! Внезапно вас охватывает сильная скука, сомнения, замешательство, а иногда просто страх.      Чтобы увидеть, как такое возможно, представьте себе фотографию ужасно загроможденного стола.      Своевременно то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все протекает для меня, для моего душевного переживания.      Признаешь, что эти не обнаруживавшиеся до сих пор чувства захотят наверное когда-нибудь выявиться.      Сверхчувственное представление тоже содержит в себе известное отношение.      А тем самым отвергается и все то, чем ты был до сих пор.      Иными словами, ваша невидимая внутренняя жизнь является вашим реальным внутренним состоянием.      Это открывается особенно ясно, когда связываешь с этим мысли, которые показывают, как человек в обычной жизни вызывает то или иное в судьбе.      Воспользуйтесь этими советами.      Таким образом, чувствуешь в себе мир, но так, что этот мир не хочет оставаться в твоей душе.      Ибо даже по мере того, как вы пытаетесь сохранять осознание Настоящего Момента, этот момент сам изменяется.      Когда речь идет о свойствах души, касающихся обычной жизни, отношения к другим людям, и тогда уже трудность бывает достаточно велика.      Иными словами, ваша невидимая внутренняя жизнь является вашим реальным внутренним состоянием.      В следующий раз, когда вы захотите осуществить какой-либо план, будь то создание космического корабля или намерение, наконец, починить свое кресло-качалку, и начнете чувствовать, что те самые сомнения, страхи или подавленность становятся у вас на пути, то просто переступайте через них.      В левой колонке запишите свои представления о том, что бы вы чувствовали при получении предмета своего нового желания.      Дело в том, что у воспринимающего такое сообщение в душе имеется переживание, которое находится в правильном отношении к данному событию.      Он становится в силах ввести сверхчувственный мир в жизнь представлений.      Я объясню вам.      Таким образом, даже обычный камень имеет своего рода Сущность.      Они пребывают в человеке как состояния одновременно.      Все окружающее чувствуешь связанным с собой, как в жизни внешних чувств -свою руку.      В примере, использованном для наших занятий, эта мысль принимает форму образа или мысленной картины ста и одного дела, не законченных нами.      Всякий другой прорыв сверхчувственного мира в Переживаниях души приведет к тому, что Переживания будут как бы насильственно проявляться и человек будет теряться в них или предаваться всевозможным заблуждениям относительно их ценности или их истинного значения в действительном сверхчувственном мире.      Можно делать эту мысль единственным предметом своего внутреннего переживания повторно.      В духовном бытии несправедливость, причиненную, например, какому-нибудь человеку, он ощущает так, что нарушил ею мировой порядок и что необходимо в последующей жизни быть с этим человеком на земле одновременно, чтобы, изменив к нему свое отношение, загладить эту несправедливость.      Его надо сначала проработать, чтобы он стал на это способен.      Одним из типичных примеров такого внутреннего мужества является отказ от поддержки пагубного поведения человека, которого вы любите, даже если подобный выбор может привести к расставанию с этим человеком.      Чувствуешь, как внутренней душевной деятельностью действуешь созидательно на свое собственное тело.      Но переживание, протекающее вне тела, бывает совсем иного рода, чем переживание в теле.      Но можно еще наблюдать существа, которые ведут стихийное существование, не изживаясь в теле внешних чувств.      Еще несколько фактов помогут нам продвинуться в понимании проблем, связанных с этим подсознательным внутренним состоянием.      Расслабьте их.      Далее необходимо расширять это расслабленное состояние и увеличивать осознание тела, включив в него осознание мыслей и чувств.      Поэтому рискните оставить эту пустоту в нетронутом виде.      Возможно, самый важный шаг.      Не волнуйтесь.      Научаешься познавать в себе нечто, что является душе в ее собственных глубинах как некое второе существо.      Это является скрытым самовредительством.      Трепещите, если надо!      Вы можете это сделать, если для освобождения пути воспользуетесь своей новой Мудростью.      Если интенсивно отдаваться уже знакомому, то часто через некоторое время к нему присоединяется и то, что ты намереваешься пережить.      Ибо кто строго проходит описанное, тот приобретает вместе с тем способность отличать свои воображения от реальностей.      Высшее Понимание – вот то, что вам нужно, чтобы сознательно вытеснить это из своей внутренней жизни.      Разумеется, они не допускают ужасам уничтожения увлечь их до того, чтобы желание, которое стремится к продолжению жизни, пересилило в них доводы убедительного для них познания.      Оно отвергается этим последним.      Ничто в этом или любом другом мире не может остановить ваше открытие своей Истинной, Свободной Сущности.      Привести можно всегда лишь единичные примеры из всего того, что бывает в этом роде.      В следующий раз, когда вы начнете чувствовать разочарование, злобу или страх, сделайте все возможное, чтобы утвердить такую жизненно важную установку: «Негативные эмоции не могут существовать без обвинения чего-либо за их гнетущее присутствие».      С усилением осознания этого – а так всегда и происходит – вы в конечном итоге понимаете, что то, что вы потеряли, было источником безотчетной тоски, которую вы ошибочно воспринимали как себя! Какое облегчение.      Так говорить себе должен не только тот, кто живет в повседневности и лишь изредка создает себе представления о жизни и о мире.      Напомню, что вам нужно только наблюдать за собой со стороны.      Усиленное, повторное (медитативное) оживание с мыслью, что для хода человеческой жизни во многих отношениях безразлично, самому ли тебе принадлежит известная способность или кому-нибудь другому, может повести далеко в деле приобретения истинного спокойствия по отношению к тому, что ощущается как сама внутренняя жизненная судьба.      Когда это станет ясным, тогда вы сможете выбрать собственное направление в жизни.      Эти мудрые слова, принадлежащие Ричарду Сесилу, английскому писателю и теологу XVIII века, подготавливают почву для исследования и приглашают нас приступить к началу.      Стать выше игры в виноватого равносильно обретению полного контроля над собой.      Только на этой ступени развития в сущности видишь, как мало до сих пор действительно знал о себе.      Это открывается особенно ясно, когда связываешь с этим мысли, которые показывают, как человек в обычной жизни вызывает то или иное в судьбе.      Поэтому, если вы осознаете пугающее состояние, вместо того чтобы бояться его, вы навсегда измените свое отношение к страху.      Такие законы указываются наукой о духовной жизни.      Такое существо устраняет себя из своей духовной среды.      Почувствуйте область черепа и мышцы, которые находятся в районе лба и висков.      Но вооруженный таким зрением знает, что такое возражение может проистекать только от этого недостатка в опыте.      И здесь мы снова имеем дело с заблуждениями, которых надо остерегаться.      В следующий раз, когда вы почувствуете, что хотите объясниться с другими, чтобы вас поняли (но не с вашим работодателем, так как это может коснуться деловых отношений), сделайте быструю и простую внутреннюю проверку самого себя.      Для произнесения верного суждения необходимо, чтобы переживающая подобное состояние душа совершенно здраво отнеслась к внешнему миру, когда это переживание окончится.      Несомненно, внешность часто бывает обманчивой.      Достаточно просто начать, где бы это ни произошло.      Высшее самопознание открывает, что скрытый источник конфликтов, являющийся похитителем вашего спокойствия – это ваша уверенность, что вам уже известна истинная природа спокойной жизни.      Когда достигший способности воспринимать помимо своего чувственного тела смотрит на растение, то он может кроме того, что показывают ему его внешние чувства, воспринимать еще некий тонкий облик, проникающий все растение.      Оно является сотканным из представлений воспоминаний, созданных телами чувственным, стихийным и астральным, как зеркалам создается отражение.      Пусть она сама заполнится тем, что вы не можете себе дать, а ей этого хочется.      Такой подход к увеличению духовной силы посредством спокойного самоотрицания поначалу может показаться непонятным.      Если видишь одно, то можешь тем же глазом видеть и другое.      Говоришь себе самому: ты смотрел на вещи и события мира по своему человеческому существу и так судил о них.      Тогда и настанет конец чувству опустошенности.      Итак, смелее!      Но всегда есть полная возможность для переживаний, которые происходят внутри, сообщиться также и настроению внешней жизни в мире внешних чувств, так что тогда временно не можешь больше справиться с жизнью и с собой, как мог справляться раньше в той жизни, которая была до пути познания.      В то же время получаешь ощущение, что то, что так просится в душу, и есть настоящая действительность и что она одна может объяснить все то, что до сих пор переживалось как действительность.      Эти неосознанные конфликты разыгрываются в нашем уме в форме диалога, вновь и вновь вызывая в памяти различные сцены из нашего прошлого, прошедшие моменты, когда, как мы знаем или чувствуем, нас толкала на компромисс собственная слабость.      Действительно, эти мышцы могут быть настолько напряжены, что при первом мысленном сосредоточении покажутся заблокированными и не сумеют расслабиться.      Душа, переживающая вне этого тела, может также считать своей часть нечувственного внешнего мира.      В душевную жизнь будут вмешиваться сверхчувственные вещи и события, которые никоим образом не готовился увидеть и которые как таковые вовсе не хотел вызвать.      Эта способность достигается продолжительным, энергичным и терпеливым укреплением душевной жизни.      Предательские силы в вас хотят, чтобы вы тратили на это впустую ваши усилия.      Под влиянием такого ощущения легко возникает мысль, что лучше не вмешиваться искусственно вход развития души, а спокойно отдаться пребывающему за пределами сознания водительству и выжидать, куда оно приведет в течение будущего времени внутреннюю сущность человека.      В сверхчувственном меде может встретиться душе существо, которое по справедливости может быть названо злым, и открываюшееся однако в таком образе, который должно назвать "прекрасным", если применить, представление "прекрасного", почерпнутое из чувственного бытия.      Это чувство -- истинное начало зрения духовного существа души.      Истинное душевное равновесие по отношению к судьбе достигается лишь тем, что поступаешь в этой области совершение так же, как когда повторно и усиленно отдаешься мыслями или ощущениями для укрепления души вообще.      Человеку легче бывает достигнуть такого рода переживания по отношению к случаям, постигающим его в его жизни, нежели, например, по отношению к своим способностям.      Сначала это происходит медленно и едва уловимо, но в конце концов, даже несмотря на протесты вашего ума, различие между вашим ощущением себя и вашим осознанием Настоящего Момента исчезает.      Ты получил представление о переживании вне твоего тела.      На таких явлениях сверхчувственного мира видишь особенно наглядным, как должны измениться человеческие представления при вступлении в этот мир.      Оно вспыхивает красками, мерцает или светится, и заметно, что эти цветовые или световые явления суть проявления его жизни.      Тогда ты вообще не был бы тем, что ты есть.      Если вы чувствуете необходимость в контроле или доминировании какого-либо человека, в том, чтобы он относился к вам так, как, на ваш взгляд, он должен относиться, то он всегда будет властвовать над вами и относиться к вам соответственно.      А это глупо.      Та часть внешнего мира, которая имеет часть в тебе, проявляется всего яснее, когда ты размышляешь о том, что делает этот мир с твоим телом после смерти.      Этот важный урок учит нас тому, что любое наше действие, направленное на демонстрацию силы перед другим человеком, на самом деле расценивается им как слабость.      Для человеческого сознания мир расширяется в сторону духа.      Высшее самопознание учит вас Мудрости освобождения, которое не имеет ничего общего со сдачей жизненных позиций, или определения обманчивых желаний.      Только посредством таком переживания завоевываешь полное сознание, что поистине сам своим собственным существом живешь в совсем ином мире, нежели мир чувственный.      Почему? Да потому, что, когда вы более не являетесь пленниками своего прошлого, вы можете признать его призрачные голоса в качестве источника физического вторжения, которым они и являются на самом деле.      Но мнение, что доказательства в этой области имеют точно такую же научную познавательную ценность, как и то, что обычно называется естественнонаучными доказательствами, не мажет показаться неосновательным.      Действительно, эти мышцы могут быть настолько напряжены, что при первом мысленном сосредоточении покажутся заблокированными и не сумеют расслабиться.      Никто также не будет удерживать себя от восхождения в высшие миры, если он с самого же начала не поставит себя в неверное отношение к тем событиям, которые ему надо пройти.      Перед вами открывается много нового и захватывающего.      Наша жизнь, день за днем, мало бы отличалась от положения пассажира кареты, которую мчит шестерка мощных лошадей без возницы! Да, мы смогли бы добраться до места назначения.      Необходимо всегда иметь в виду, что душа изменяется на пути сверхчувственного познания.      Но благодаря тем шагам, которые привели к способности переживать вне тела, получаются особые средства к самопознанию.      Чувствуешь себя вынужденным представить себе это переживание.      Нет ничего в науке о духовном, что не могло бы опереться на приведенные таким образом доказательства.      Каков человек теперь, с теми или иными способностями, теми или иными побуждениями, он видит это подготовленным в бытии, которое прожил он раньше в чисто духовном мире.      Страх перед ним является пророчеством, которое само же и исполняется.      Это заложено в нашей природе – исследовать, открывать новое и раздвигать границы изведанного.      Также и то, что в чувственном бытии познаешь как желания, в духовном мире является в совсем ином значении.      Они являются единым целым.      Самообладание начинается со способности выбирать собственные направления в жизни.      В душевную жизнь будут вмешиваться сверхчувственные вещи и события, которые никоим образом не готовился увидеть и которые как таковые вовсе не хотел вызвать.      Могущество себялюбия является в полном своем размере.      Душа и ее переживание мира -- одно: она переживает себя не как нечто, что радуется, восхищается, наслаждается или страшится.      Ощутишь необходимость поступать сообразно этим способностям.      Но каждый раз, когда вы решите войти в него, тоннель превратится в мост, отделяющий вашу прошлую, полную страхов жизнь от новой жизни, где нет места страхам.      Ваш успех полностью зависит от силы вашего желания заглянуть за пределы вашего настоящего понимания.      Точно так же и изящная роза, одетая в свои ароматные бархатистые лепестки, не может выбирать свою природу.      Чувственные образы сообщаются лишь затем, чтобы через них было нечто пережито.      Такая проработка себя до "существа я" высшего порядка в обычном "я" не только приводит к тому, что можешь себе сказать: я приведен моей мыслью к теоретическому измышлению этого "я" высшего порядка, -- но она приводит к тому, что чувствуешь в себе:живое действие этого "я" в его действительности как некую силу, а обычное "я" ощущаешь в себе как создание этого иного.      Но то, что живет в душе из этой действительности, само имеет совсем иную природу, чем простые представления, воспоминания в чувственном мире.      Почему? Потому что каждый, от кого вы что-то хотите на психологическом уровне, всегда скрыто руководит вами.      При энергичной внутренней душевной работе, которая ведет к настоящему сгущению и укреплению душевной жизни, нет необходимости, чтобы эта боль проявилась в особенно сильной степени.      Скольжение лодки ума в лагуну духа является самым спокойным из известных мне событий.      Так, кто-нибудь может-чувствовать лживое действительно как безобразное.      То, что ты можешь любить с такой самоотверженностью, не отрывается от твоей души; оно хотя и выходит из души, но берет эту душу до некоторой степени с собой.      Истинное душевное равновесие по отношению к судьбе достигается лишь тем, что поступаешь в этой области совершение так же, как когда повторно и усиленно отдаешься мыслями или ощущениями для укрепления души вообще.      Сознательно отложите любые другие дела.      Если разум, который правит телом, настолько забудет о себе, что станет подавлять своего раба, раб никогда не будет столь великодушным, чтобы забыть обиду, но восстанет и поразит своего угнетателя.      Релаксация, медитация и самосовершенствование |      Можно ожидать, что в будущем знание это будет все более подвигаться вперед.      Вы должны доказать себе, что эти мысли и чувства являются ложными и ощутить силу, которая приходит с подобным открытием.      Отдавался внутреннему переживанию, не рассматривая его так, как рассматриваешь часть внешнего мира.      Действия его ощутительно проходят через твое собственное существо.      Бывает, что какой-нибудь человек обладает живым вкусовым воображением и уже при одном представлении о лимонаде ощущает почти так, как если бы он его действительно пил.      Впоследствии лишь узнает он, что учитель мудро обращался с ним, что он должен был предоставить его самому себе, когда явилась необходимость такой самостоятельности.      Представление же, что действительное участие внешнего мира в теле обнаруживается только после смерти, не находится в противоречии ни с чем из того, что на самом деле переживается во внешнем и внутреннем мире.      Сущность – это подарок, полученный при рождении.      Поэтому храните молчание.      В этой особого рода жизни начинают возникать в сознании загадки душевного бытия.      Мелкий ручеек журчит в своем странствии и слышен всем.